Версия кинообозревателя «Труда»
Всего на экраны в уходящем году вышло порядка 230 отечественных картин, для нашего кинопроката это своеобразный рекорд. Разумеется, не все из них мне удалось посмотреть, но из того, что видел (а видел я немало), решил составить традиционный список лучших фильмов года. На сей раз их не десять, как обычно, а двенадцать. Моя прекрасная дюжина (в алфавитном порядке) выглядит так:
«Большие змеи Улли-Кале». История сложных взаимоотношений России и Кавказа на широком историческом фоне. Рассказ о столкновении местных обычаев с традициями и культурой России известный уральский режиссер Алексей Федорченко («Первые на Луне», «Овсянки», «Война Анны», «Последняя «Милая Болгария») уложил в изобретательную форму из девяти глав и предисловия. «Большие змеи» внешне выдают себя за найденный в Свердловской области старый документальный фильм, на самом деле, это тонко разыгранная игровая стилизация под старую кинохронику. Премьера фильма состоялась на международном кинофестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге.
«Верблюжья дуга». Режиссер Виталий Суслин, известный своей приверженностью к фильмам о людях русской глубинки, снял трогательную историю о «маленьком человеке», сапожнике по профессии и мечтателе по складу души, о его полетах во сне и наяву. Главную роль в фильме сыграл актер Ленкома Александр Карнаушкин, которого режиссер открыл для кино в одном из своих предыдущих фильмов -- «Седьмой пробег по контуру земного шара». Премьера «Верблюжьей дуги» состоялась на Московском кинофестивале.
«Здоровый человек» (режиссер Петр Тодоровский, сын Валерия Тодоровского и внук Петра Тодоровского). Пронзительная психологическая драма о спортивном журналисте, переживающем кризис среднего возраста. Однажды герой, которого виртуозно играет Никита Ефремов, спасает от бытового насилия молодую женщину. К нему приходит неожиданная слава – совсем другого рода, чем журналистская известность. И это коренным образом меняет его жизнь и жизнь окружающих его людей. Фильм победил в Русской программе Московского кинофестиваля и на международном кинофестивале «Листопад» в Минске.
«Межсезонье». Основанная на реальном случае криминальная драма о паре юных школьников, бросивших вызов взрослому миру. И не заметивших, как забавное поначалу приключение обернулось преступлением. Фильм Александра Ханта, известного по фильму «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», завоевал Гран-при международного кинофестиваля «Северный характер» в Мурманске.
«Молодость». Трагикомическая история 40-летнего оболтуса, который возвращается в якутскую деревню в поисках ушедшей молодости. Удастся ли ему заново пустить корни на родной, выстуженной 50-градусными морозами земле? Или ветер понесет его дальше, как степное перекати-поле? На Московском кинофестивале притча известного якутского режиссера Дмитрия Давыдова («Костер на ветру», «Пугало») была отмечена дипломом Федерации киноклубов России.
«Монета страны Малави». Несмотря на «иностранное» название, фильм посвящен русскому классику Василию Макаровичу Шукшину. Снял его уже упоминавшийся выше Алексей Федорченко, для которого уходящий год стал творчески плодотворным. Это документальная картина, но смотрится она на одном дыхании, как увлекательнейшая комедия. Лента рассказывает не только и не столько о жизни и судьбе самого Шукшина, сколько о его земляках – шукшинских «чудиках», которыми до сих пор богата алтайская земля. Федорченко и сам немного «чудик». Свой новый фильм в эти предновогодние дни он снимает в жаркой Колумбии.
«Ника». Байопик о драматичной судьбе юной поэтессы Ники Турбиной, которая в детстве писала гениальные стихи, выступала с ними в Америке и Европе, общалась с Евтушенко и Бродским, но в 14 лет поэтический дар покинул ее. В фильме героине, которую тонко, нервно играет Лиза Янковская, уже 27 лет, и у нее есть последний шанс состояться в качестве творческой личности, но… Премьера фильма в постановке Василисы Кузьминой состоялась на кинофестивале South by Southwest (SXSW) в США – крупнейшем событии в американской киноиндустрии.
«Огород». Акварельной нежности мелодрама о женщине «серебряного возраста», матери взрослых детей, которая, вопреки недоумению близких, позволила себе отозваться на любовное чувство. Премьера фильма, который я сравнил бы с глотком чистой родниковой воды, состоялась в конкурсе Московского кинофестиваля. На днях автор картины Лариса Садилова, известная по фильмам «Требуется няня», «С любовью, Лиля», «Однажды в Трубчевске», была названа «режиссером года» в рамках премии Гильдии киноведов и кинокритиков СК России.
«Первый «Оскар» (режиссер Сергей Мокрицкий, известный по масштабной картине «Битва за Севастополь»). Это игровой фильм о фронтовых кинооператорах, которые зимой 1941 года снимали фильм о сражении под Москвой. Созданный ими документальный эпос «Разгром немецких войск под Москвой» вскоре завоюет первый «Оскар» для нашей страны. По мне, патриотичный и глубокий фильм Мокрицкого можно и нужно было посылать от России на «Оскар». Но решили, что в этом году (только ли в этом?) российские фильмы в оскаровской гонке участвовать не будут.
«Продукты 24». В основу драматичного сюжета фильма, снятого режиссером-дебютантом Михаилом Бородиным, легла реальная история о мигрантах, которых держали фактически в рабстве на окраине Москвы, в подсобках продуктового магазина. Премьера этого остросоциального фильма состоялась на Берлинском кинофестивале и вызвала положительный отклик международной и российской критики.
«Плотник». Социальная драма о вполне благополучной семье Осиповых, которые внезапно узнают о неизлечимой болезни сына. К концу фильма, снятого Авдотьей Смирновой («Два дня», «Кококо», «Вертинский»), повествование приобретает библейскую символику. На выборгском кинофестивале «Окно в Европу» показанный вне конкурса фильм получил приз зрительских симпатий.
«Экспресс» (режиссер Руслан Братов). Социальная драма из жизни кавказской глубинки, приправленная криминальным сюжетом и острым, как хорошо перченое блюдо, юмором. Фильм, снятый режиссером-дебютантом Русланом Братовым, победил на Выборгском кинофестивале «Окно в Европу».