7 метров мечты и паруса с заплатами

Яхту «Импульс» длиной семь метров в своей трехкомнатной квартире построил Вячеслав Жаров

Обычный кишиневский двор — серые стены пятиэтажек, беспорядочно припаркованные автомобили, флагами реет белье на балконах, кучи облетевших листьев складываются в волны, и по этим волнам летит белая яхта... Ну ладно — не летит, а терпеливо ждет, когда закончатся холода и пройдет капремонт. Яхту «Импульс» 7 метров длиной в своей трехкомнатной квартире построил Вячеслав Жаров.

Конечно, держать такую красавицу под окнами, где и с машин колеса снимают, боязно. Но куда же ее зимой деть? Жаров уже и какую-то хитрую сигнализацию соорудил после того, как в прошлом году с яхты украли фальшкиль. Для кого-то это 300 кг металла, а для него — ценная часть судна. Жаров расклеил объявления, воришки позвонили и потребовали выкуп — 300 евро. Наверное, решили, что раз владелец яхты, значит, богач. А у него пенсия — 45 евро. Хорошо, что все-таки удалось вернуть фальшкиль. Как вообще ему пришла в голову мысль обзавестись яхтой при такой жизни, что за гордыня?

Он всегда любил путешествовать. Занимался альпинизмом. Но когда на скалах разбился брат Валентин, тоже альпинист, с горами решил завязать. Не то что испугался, но... Говорит: «Не мог смотреть на маму, когда собирался в очередной поход...» Тогда-то и переключился на воду. Его первая складная самодельная лодка весила 14 кг и помещалась в рюкзак. В 1988 году на Кавказе сплавлялся по горной реке Баксан (бедная мама!). Лодку разорвало. Вернувшись, из остатков ее соорудил швертботик, оснастил его парусами. И стали они на нем всей семьей — с женой, сыном и дочкой — ходить по Днестру, по Белгород-Днестровскому лиману. Тогда-то Жаров и понял окончательно, чего жаждет его душа: яхты!

Думал просто купить, скопив, как все вокруг копили на «Жигули». В советские годы такие суденышки строили в Ленинграде. С транспортировкой «Нева» обошлась бы в 6130 рублей, но очередь оказалась огромной. В общем, купить яхту он не смог, зато сделал себе по журнальным чертежам 5-метровый швертбот. Прошел на нем из Ленинграда до Одессы. Но тут настали 90-е — инфляция, распад страны. Земля уходила из-под ног, а он в 1992-м решил строить яхту. Жена выделила комнату, он собрал литературу, почитал — и, говорит, ничего сложного не увидел. Занялся чертежами, начал собирать материалы, мастерить... Все деньги уходили на яхту. Подготовительная работа заняла четыре года, потом еще два года собирал лодку в сарае у знакомого. Название выбрал в память о брате — «Импульс» (Валентин был физиком). К тому же без импульса вообще ничего в жизни не бывает.

Испытывал яхту сразу на море, в Одессе. К тому времени уже появились границы, сложности с оформлением документов. Но что они значат в сравнении с научным фактом: вот она, яхта, построенная «на коленке»! Когда «Импульс» спустили на воду, он поплыл как пушинка. Бутылку шампанского о борт разбивать не стали — не хотелось стекло оставлять рядом с пляжем, — зато кораблик, как положено, освятили. И вот уже 15 лет Жаров путешествует на «Импульсе». О своей яхте говорит сдержанно, но с такой затаенной любовью, что завидно становится.

«Яхта ведет себя в море именно так, как мне хотелось, — говорит Вячеслав Жаров. — Недавно понял, что у «Импульса» гениальная конструкция. Посреди Средиземного моря у нас сломалось перо руля, судно потеряло управление. А на море шторм, волны метра четыре. В такой ситуации есть большая опасность, что лодка встанет бортом к волне и перевернется. Но «Импульс» упорно держался носом к волне, значит, секрет в конструктивной особенности. Хочу обсудить это со знакомым конструктором из России».

 

За эти годы Жаров много прочитал про морское дело, освоил навигацию, морские приборы. Сейчас ему вовсю помогает сын Владимир. Вместе они были в Греции, на Кипре, в Румынии, в Турции... Участвовали в регатах. В этом году взяли 3-е место на Кубке Черного моря. Хорошо выступили в регате крейсерских яхт Cyclades-2013 в Эгейском море, а оно куда суровее Черного. Гоняется на своей 7-метровой лодочке с 9-15-метровыми судами. Они и оснащены лучше, а он под латаными парусами их обходит!

Содержать яхту дорого. Раньше она не во дворе стояла, а в Одесском порту, но теперь это не по карману. Говорит, инфляция: то платил 120 долларов за год, а теперь требуют 260 евро в месяц... И все-таки мечта сбылась?

«Не совсем. Яхту-то я строил для кругосветного плавания», — с надеждой говорит Вячеслав.