Всем дорогам дорога

50 лет назад было закончено строительство знаменитой МКАД

Проектирование Московской кольцевой автодороги началось еще в 1937 году, но Великая Отечественная война помешала масштабному строительству. Поэтому Государственным комитетом обороны в 1941 году было принято решение построить дорогу по упрощенному проекту, всего за один месяц, что и было сделано.

Около 100 км существовавших уже дорог и 30 км новых отремонтировали и достроили в авральном режиме. Военная техника и войска перебрасывались по этой дороге, что, по некоторым данным, очень способствовало разгрому гитлеровских войск под Москвой. Но после окончания войны стало ясно, что дорога нуждается в реконструкции и доработке. Основное строительство началось только в 1956 году. По принятому тогда проекту, МКАД должна была представлять собой замкнутое кольцо с широкой разделительной полосой, отданной под газоны и зеленые насаждения, и с двумя полосами для движения в каждую сторону.

Стройку взял в свои руки трест «Центрдорстрой», во главе которого стоял заслуженный строитель РСФСР А.М. Сицкий. Стройка была объявлена ударной комсомольской, строители прибывали со всего СССР. Летом к работе подключали до 10 тысяч студентов дорожных вузов.

В ноябре 1960 года первый участок новой кольцевой автодороги был открыт для движения, а уже через два года 109-километровая магистраль стала замкнутой и была полностью введена в эксплуатацию. 33 двухуровневые развязки делали движение по МКАД почти непрерывным, 46 пешеходных переходов позволяли людям без проблем переходить дорогу, и необходимая инфраструктура быстро окружила трассу.

Стоит отметить, что с 1960 по 1984 год полоса отвода МКАД в самом деле служила административной границей Москвы.

МКАД очень быстро стала важнейшей дорогой, в том числе и объездной, но уже к началу 1970-х ее пропускная способность в 36 тысяч автомобилей в сутки не могла удовлетворить потребности города. В 1974 году было решено увеличить пропускную способность автодороги до 50 тысяч автомобилей в сутки, расширив дорожное полотно до трех рядов на участке от Волгоградского проспекта до шоссе Энтузиастов. Это строительство закончилось в 1977 году и принесло результаты. Но стало совершенно ясно, что реконструкцию нужно продолжать.

Выделить деньги и составить грамотный проект строительства удалось только в 1994 году. Генеральным подрядчиком и исполнителем стали корпорации «Трансстрой» и «Центрдорстрой», а через год к строительству подключилась компания «СУ-802» во главе с генеральным директором, почетным строителем России Олегом Хоменко. Две строительные фирмы в прямом смысле пошли навстречу друг другу: «Центрдорстрой» двигался по северному крылу, «СУ-802» — по южному.

Реконструкция МКАД завершилась в 1998 году. Сейчас Москву окружает 10-полосная освещенная дорога с пропускной способностью 9 тысяч автомобилей в час.

В 2011 году было принято решение об очередной — третьей по счету — реконструкции МКАД. В том же году был проведен тендер на разработку плана реконструкции, который выиграло ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы». Реконструкция началась уже в 2012 году, и изменения обещают стать глобальными.

Из-за расширения Москвы и массового строительства торговых центров МКАД уже не объездная магистраль, а сильно загруженная внутригородская дорога. По словам экспертов, решить проблему пробок простым расширением дорожного полотна не удастся. Поэтому был разработан целый комплекс дополнительных мер.

Планируется построить около 100 км новых дорог, съездов, развязок, которые помогут разгрузить МКАД. Будет проведена почти полная реконструкция всех имеющихся на сегодня 47 развязок.

«Мы планируем провести реконструкцию МКАД в течение 3-4 лет, — заявил мэр Москвы Сергей Собянин еще в прошлом году. — Часть работ — за счет города, где это необходимо, потому что существуют крупные развязки, которые требуются городу. Локальные выезды к торговым центрам — в основном за счет торговых центров».

Как бы то ни было, МКАД — исключительно важная часть транспортной системы столицы. И после завершения реконструкции она снова должна стать функциональной и удобной для водителей магистралью.

Компетентно

Сергей Собянин, мэр Москвы

— МКАД сегодня себя исчерпала по разным причинам. В первую очередь за счет того, что она зажата со всех сторон новыми стройками, торговыми центрами, жильем и, по сути, превратилась во внутригородскую дорогу. Второе — развязки, которые существуют сегодня на МКАД, совершенно не удовлетворяют тем потребностям, которые есть, той интенсивности дорожного движения, которое есть. И третье — это огромное количество фур, грузовиков, которые идут по МКАД. Они насчитывают около 50% всего потока...

Мы предполагаем, что будет построено в перспективе по протяженности такое количество километров, сколько сегодня есть в МКАД — около 100 км: Это будут в основном дороги, которые являются дублерами МКАД и обеспечивают подъезды к жилым массивам, к торговым центрам. Либо некие объездные пути для того, чтобы разгрузить саму МКАД. И плюс, конечно, улучшение развязок.