В любом конфликте правда находится где-то посередине
Эти необычные уроки проходят в столичных школах уже второй год. В роли учителей — студенты юридических вузов столицы. На уроках по профилактике ксенофобии и межнационального экстремизма школьникам объясняют, во-первых, сами эти термины — «ксенофобия», «экстремизм» и другие, — а еще рассказывают об ответственности за противоправные действия. В общем, учат думать и ответственно относиться к своим поступкам.
Проект «ЦАО — территория правовой культуры» реализуется в Центральном административном округе Москвы с 2010 года по инициативе депутата Мосгордумы Кирилла Щитова и заместителя руководителя департамента семейной и молодежной политики города Москвы Александра Мишакова при поддержке префектуры ЦАО. Состоит проект из трех частей: юридические консультации, правовые лекции для жителей и уроки по противодействию ксенофобии и экстремизму в школах и колледжах округа.
Обо всем этом я поговорила с Кириллом Щитовым.
— Кирилл, по-вашему, общество уже больно ксенофобией и необходима «госпитализация»? Или пока достаточно профилактики?
— Я не сгущал бы краски, но и закрывать глаза на проблему тоже не стоит. Ведь она существует во всех крупных городах мира. Но при этом нельзя забывать, что Москва всегда была столицей многонационального государства, это особенность нашего исторического развития. Именно эта многонациональность заложила в москвичах основы толерантности.
— Думаю, очень сложно найти слова, которыми можно объяснить прописные истины. Их понимание, на мой взгляд, должно воспитываться в семье.
— Поэтому мы и выбрали этот принцип: равный — равному. К взрослому человеку может возникнуть недоверие, а сверстнику легче достучаться до подростка. В проекте «ЦАО — территория правовой культуры» лекции для старшеклассников читают студенты. Они объясняют, какими санкциями грозит то или иное правонарушение, если оно совершено на межнациональной почве, рассказывают, в чем основа межнациональных конфликтов, разъясняют правовую сторону. Чтобы школьники понимали, чем грозит, например, участие в уличной несанкционированной акции, которая направлена на разжигание межнациональной розни.
— Какие выводы вы сделали после первых лекций? Что подкорректировали по горячим следам?
— Первые лекции прошли в рамках пилотного проекта в 2010 году. Потом по их итогам мы провели анкетирование: нам было интересно узнать результат и оценить эффективность работы. На вопросы ответили более 7 тысяч выпускников школ: что понравилось, чего не хватило. И мы подкорректировали формат лекций с учетом пожеланий, сделав больший упор на юридическую сторону.
Вообще лекция рассчитана на два урока. Первый — дискуссия, чтобы школьники привыкли к лектору, заинтересовались. Наверное, это самый сложный момент. Для ребят проводят что-то вроде терминологического экскурса, рассказывают, что такое экстремизм, почему это проблема современного общества. Одна из задач первого урока — научиться отличать действия, продиктованные патриотическими чувствами, от действий, продиктованных проявлением национализма.
На втором уроке задача лектора — сформировать представление об ответственности, предусмотренной законодательством РФ (как административной, так и уголовной). Причем обязательно на конкретных примерах. И вот здесь очень помогает то, что все лекторы — студенты юридических вузов.
— А руководство школ вам помогало?
— Разумеется, программа, по которой велись уроки, была согласована с методическим центром управления образования ЦАО. Таким образом, удалось интегрировать ее в образовательный процесс. В некоторых школах она была включена в программу школьного предмета обществознания, в других цикл лекций был прочитан на классных часах. Пока лекции читают только в Центральном округе, но уже в следующем году мы планируем проводить их в других округах.
— Мне кажется, толерантности научить невозможно: она либо есть, либо ее нет.
— Ее можно воспитать, но это, разумеется, небыстрый процесс.
— Принцип «равный — равному» наиболее эффективный в данной ситуации. А какие еще существуют формы работы?
— Разумеется, одних уроков недостаточно. Следующая наша задача — постараться наладить межконфессиональный диалог. Одно из таких совместных мероприятий намечено на ближайшую перспективу. Мы хотим пригласить представителей разных конфессий и обсудить, в чем причины большинства конфликтов. Я уверен: надо работать с диаспорами, и очень важно, чтобы диаспоры также проводили работу со своей молодежью.
Ведь межнациональные отношения — это улица с двусторонним движением. Неправильно было бы решать эту проб-лему только за счет работы с коренным населением. Зачастую конфликты провоцирует прибывающая сторона за счет незнания определенных особенностей проживания, а часто и нежелания их изучить. Важно, чтобы диаспоры взяли на себя функцию адаптации прибывающих, чтобы они стали проводниками, тогда и конфликтов будет меньше. Вообще, когда сталкиваются две стороны и разгорается межнациональный конфликт, правда всегда где-то посередине.
Ксенофобия — это страх или ненависть к незнакомцам (иностранцам) или к тому, что странно или чуждо. В современном обществе ксенофобия распространяется на очень широкий круг объектов. Различают расовые и этнические фобии (этнофобии), религиозные фобии, фобии по отношению к группам, отличающимся по социальным, культурным, материальным и физическим признакам.
Экстремизм (от лат. extremus — «крайний») в дословном понимании это крайнее проявление чего-либо: действий, высказываний, взглядов. Экстремизм может быть политическим, религиозным, экономическим, социальным, даже бытовым.
Александр Лемеш, студент Российской академии адвокатуры и нотариата, участник проекта «ЦАО — территория правовой культуры» с 2010 года
— Я не считал, сколько лекций прочитал за это время, их не меньше 50. Уверен: этот опыт пригодится мне в будущей профессии. Умение удерживать внимание аудитории и аргументированно отстаивать свою точку зрения можно получить только на практике. К тому же мне приятно осознавать, что, несмотря на свой возраст, я могу чему-то научить.
Помню, как шел на свою первую лекцию. Очень волновался. Все-таки разница в возрасте со школьниками небольшая —
В рамках проекта «ЦАО — территория правовой культуры» лекции по профилактике ксенофобии и экстремизма прошли в 126 школах Центрального округа столицы и в нескольких колледжах.
Их прослушали около
11 тысяч учащихся в возрасте от 14 до 17 лет.
Лекции читали 64 студента, в общей сложности они провели 439 занятий.