РАСКАТАЛИ "ГУБУ"

Министерство обороны совместно с Минюстом планируют внести в законодательство изменение, которое снова позволит подвергать военнослужащих административному аресту. Об этом заявил глава военного ведомства России Сергей Иванов.

Права отправлять подчиненных на гауптвахту отцы-командиры лишились полтора года назад. Произошло это после того, как Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека. Документ провозглашает, что суд, и только суд, может дать санкцию на заключение человека под стражу. В том числе и человека военного.
30 июня прошлого года президент подписал указ о внесении соответствующих изменений в Дисциплинарный устав. Тем самым люди в погонах были приравнены в правах ко всем остальным гражданам. Теперь они могут быть задержаны по подозрению в совершении преступления на срок не больше 48 часов. Дальнейшая их судьба - в руках судьи. Пропуском на "губу", как издавна служивые называют гауптвахту, теперь служит не постановление военного прокурора, а протокол о задержании или постановление суда.
Гуманность такого шага очевидна. Состояние законности в армии, как и в обществе в целом, увы, даже удовлетворительным назвать сложно. Только в этом году военные прокуроры выявили более 20 тысяч незаконных правовых актов командования по отношению к военнослужащим. Их вмешательство помогло восстановить права более 215 тысяч человек.
Все, казалось бы, правильно: закрытие гауптвахт - это еще один заслон на пути произвола со стороны командиров. Но армия слишком уж специфическая организация, чтобы на нее можно было автоматически переносить законы "гражданки". Заглянем в Дисциплинарный устав. Какие у командира возможности поставить на место нерадивого бойца? Выговор, строгий выговор. А кого сейчас ими испугаешь? Можно, правда, влепить до 5 нарядов вне очереди. Но солдаты и так не вылезают из разных хозяйственных работ. Можно еще лишить увольнения. Так тот, если уж очень приспичит, может и в самоволку через забор махнуть. Что остается?
Можно и нужно говорить о том, что командир должен воздействовать на подчиненного прежде всего силой убеждения. Но жизнь, как говорится, сложнее любых схем и нередко подкидывает такие сюжеты, которые ни одним уставом не предусмотришь. Кто только сегодня не попадает в армию: наркоманы, алкоголики, лица, не только состоявшие на учете в милиции, но и хлебнувшие тюремной баланды. Они что, форму надели - и разом перевоспитались? И готовы безусловно повиноваться командиру с первой же минуты службы?
Вот цифра. В нынешнем году военные суды за рукоприкладство осудили почти 200 офицеров. Мордобой, безусловно, явление постыдное и никакому оправданию не подлежит. Но вот что говорят офицеры Главной военной прокуратуры. Во многих случаях кулак оказывался последним средством остановить хама, заставить его выполнить приказ... Печально, но такова реальность...
До недавних пор за грубый дисциплинарный проступок человек военный - от солдата до прапорщика - мог загреметь на "губу" на срок от 3 до 10 суток. Как будет теперь? В Управлении службы войск и безопасности российского Генштаба, куда "Труд" обратился за разъяснениями, с прогнозом воздержались: законопроект еще проходит экспертизу, и последнее слово - за народными избранниками. Не ясно пока и то, когда он уйдет в Госдуму. Но в Главной военной прокуратуре высказали надежду, что депутаты законопроект поддержат. Реалии нынешней армии таковы, что командирам просто необходимо иметь возможность более эффективного воздействия на нарушителей дисциплины.