Где-то рядом огни столицы североморских подводников - поселка Гаджиево. Он же Ягельный, он же Мурманск-130, он же Скалистый. Так, чтобы ввести в заблуждение вероятного противника, в советские годы раз за разом переименовывали этот гарнизон, где у причалов губы Оленьей и губы Ягельной стояла стратегическая морская державная мощь, способная в случае чего вместе с врагом стократно похоронить цивилизацию. К счастью для человечества, рокового приказа не последовало. Не в последней степени потому, что в ответ на удар из-за океана и гаджиевские стратегические постояльцы всегда готовы были громыхнуть сокрушительно и грозно.
Новые российские политические и экономические реалии в минувшее десятилетие сильно проредили североморский ракетный частокол, и у некогда тесных причалов Гаджиево стало пустовато. И вот на днях в гарнизоне состоялся полузабытый моряками ритуал встречи новой боевой единицы, поставленной во флотский строй трудами и упорством северодвинских корабелов. В губу Ягельную пришел атомный ракетный крейсер "Гепард", ставший борт к борту с уже потрепанными океанскими волнами собратьями из "звериной" дивизии - "Волком", "Леопардом", "Тигром", "Вепрем", "Пантерой"...
Его привел из Белого в Баренцево море потомственный подводник капитан 1 ранга Дмитрий Косолапов. Мостик "Гепарда" стал первым в его командирской биографии и такой сложности штормовой переход в надводном положении - тоже первым. Вместо запланированных трех суток экипаж нового крейсера пробивался сквозь студеные водяные валы шесть дней и ночей. На причале Косолапов докладывал об окончании перехода новому командующему Северным флотом вице-адмиралу Геннадию Сучкову.
Что ждет "Гепард" и его экипаж впереди? Хочется верить - мирное море и долгая счастливая служба России. Ему будет трудно, как трудно сегодня всему нашему флоту, прикованному к причалам нуждой и безденежьем. Облегчить эту долю пытаются российские города и губернии, многие из которых берут сегодня шефство над кораблями. Так встарь эти самые города и губернии принимали на постой российские полки. "Труд" даже с учетом своих скромных возможностей решил не оставаться в стороне от столь благородного начинания. Редакция решила в меру скромных возможностей газеты помочь первому российскому ракетоносцу двадцать первого века пережить смутные для флота времена и выйти в океан. Редакция берет информационно-культурное шефство над экипажем атомохода. Поэтому накануне Нового года специальные корреспонденты "Труда" с праздничными подарками и отправились в Заполярье на крейсер. Подробный репортаж с борта "Гепарда" будет опубликован в одном из первых номеров 2002 года.
Многоцелевая атомная подводная лодка "Гепард" по уровню скрытности и дальности обнаружения целей превосходит лучший мировой аналог - американскую атомную субмарину "Лос-Анджелес". По вооружению значительно превосходит (по числу и калибру торпедных аппаратов, а также ракетно-торпедному боекомплекту) потенциалы отечественных и зарубежных АПЛ аналогичного назначения.
За счет внедрения комплексной автоматизации экипаж лодки удалось сократить до 73 человек (в том числе 31 офицера), так что ее численность почти вдвое меньше,чем экипаж американской АПЛ типа "Лос-Анджелес" (141 человек).
Длина АПЛ "Гепард" - 110,3 метра, наибольшая ширина - 13,6 метра, осадка до 10 метров, предельная глубина погружения - 600 метров, скорость подводного хода до 33 узлов, автономность - 100 суток.