ЧТО ПРОИСХОДИТ С КЛИМАТОМ?

В последние годы мы нередко говорим себе: "С погодой творится что-то неладное". И это не дань предрассудкам, когда каждое предыдущее поколение по традиции пеняет следующему, - мол, "в наше время и лето было жарче, и зима холодней, и вода мокрей". Действительно, необычно мягкие зимы, мощные ураганы, участившиеся наводнения как будто подтверждают субъективные ощущения.Но с 1988 года тревогу забили ученые, оперирующие объективными данными.

Началось с того, что директор Института космических исследований Годдарда, который входит в Национальное аэрокосмическое агентство США (НАСА), Джеймс Хансен, выступая на сенатских слушаниях, произнес следующую фразу: "Я на 99 процентов уверен, что выявлен вызываемый человеческой деятельностью парниковый эффект, который и служит причиной изменения глобального климата". Это утверждение было широко подхвачено средствами массовой информации, и о "глобальном потеплении" заговорили буквально все.
Парниковый эффект производят, как считают, накапливающиеся десятилетиями в атмосфере газы - углекислый, метан, закись азота или веселящий газ. Благодаря им исходящее от Земли тепло не уходит в космос, а задерживается в атмосфере. Подсчитано, что при дыхании растений и разложении органических веществ в атмосферу попадает в десять раз больше CO2, чем в результате человеческой деятельности. Однако эти естественные процессы находились в равновесии с не менее естественными процессами поглощения углекислого газа той же растительностью и Мировым океаном. Тем не менее обвинительный перст общественности решительно указал на рукотворный источник этих газов - промышленную и сельскохозяйственную деятельность человека. В самом деле, с начала промышленной революции в середине прошлого столетия содержание в земной атмосфере двуокиси углерода или углекислого газа увеличилось на 30 процентов, закиси азота - на 15 процентов, а метана - вдвое. В огромных количествах эти газы, и прежде всего двуокись углерода, образуются в результате сгорания органического топлива - угля, нефти и ее производных, бензина, газа, дерева и как следствие окисления или попросту гниения органических компонентов почвы при ее активном перепахивании. Положение усугубляют и массовые вырубки лесов, что препятствует поглощению растительностью углекислого газа и способствует его накоплению в атмосфере.
В течение XX века общемировая средняя температура плюс 15 градусов по Цельсию подскочила примерно на 0,4 градуса, что вызвало глобальные последствия - сократился снежный покров в Арктике и Антарктике, существенно подтаяли горные ледники, уровень Мирового океана повысился от 10 до 25 сантиметров, выпадение осадков над сушей возросло на 1 процент. И все эти явления в основном произошли за последние 10 - 15 лет, которые считаются самыми теплыми за столетие. Такие данные приводит Американское агентство по защите окружающей среды (ЕРА). Буквально на днях двое британских ученых из Полярного института Скотта в Кембридже опубликовали результаты своих исследований толщины полярного льда в проливе Фрама у Гренландии. Оказалось, что между 1976 и 1996 годами толщина ледяного покрова там сократилась почти вдвое.
Если так дело пойдет и дальше, то каковы же прогнозы на наступающее столетие? Ученые считают, что содержание двуокиси углерода в атмосфере вырастет еще на 30 - 150 процентов, общемировая средняя температура повысится от 0,8 до 3 градусов по Цельсию. Это вызовет более интенсивное испарение и выпадение осадков. Только будет это происходить весьма неравномерно. Где-то наступит обезвоживание и опустынивание, а где-то будут постоянно проливаться ливневые дожди, происходить наводнения и затопления. Усилится таяние мировых запасов льда. Уровень Мирового океана может подняться еще на 60 сантиметров, что вызовет затопление многих прибрежных районов. Из-за потепления океана резко возрастет опасность разрушительных ураганов и тайфунов. Естественно, это глобальная тенденция. О региональных изменениях климата говорить очень трудно. Некоторые ученые считают, что общемировой климат - такая сложная система, что постепенное накопление в ней количественных изменений может привести к неожиданному качественному скачку с непредсказуемыми последствиями, то есть попросту к катастрофе для человечества.
Как видим, перспектива весьма тревожная. Ну а что национальные правительства? Их реакция была вполне закономерной - чтобы сократить вредные выбросы в атмосферу, надо совершенствовать имеющиеся технологии, разрабатывать и вводить новые, безопасные для окружающей среды, особенно в области энергетики, больший упор делать на альтернативные возобновляемые источники энергии, менять технологию обработки земли, отказываясь по возможности от вспашки, восстанавливать леса и зеленые насаждения. По заключенному три года назад в японском городе Киото протоколу индустриально развитым государствам вменяется в обязанность добиться существенного сокращения вредных выбросов, прежде всего CO2, для каждого государства устанавливаются соответствующие квоты. Бесспорный лидер по вредным выбросам - это США. На них падает пятая часть ответственности за глобальное загрязнение. В среднем каждый американец отравляет атмосферу в 6 раз больше, чем каждый француз.
Спору нет, атмосферу беречь надо, как и думать о будущем человечества. Однако апокалиптические предсказания одной группы специалистов ставит под сомнение другая, не менее авторитетная группа ученых. Какими же доводами и контраргументами оперируют те, кто сомневается в приближении рукотворной климатической катастрофы?
Во-первых, они говорят, что с совершенствованием компьютерных программ, используемых для моделирования климатических изменений, цифры предполагаемого потепления все время сокращаются. Во-вторых, согласно исследованию, опубликованному не так давно в американском журнале "Сайенс", примерно 12,5 тысячи лет назад глобальная температура подскочила приблизительно за 50 лет на 10 градусов по Цельсию без всякого вмешательства человека. Это свидетельствует, что скачки глобальной температуры происходили и раньше - под влиянием других факторов, и прежде всего солнечной активности. В-третьих, год назад в том же авторитетном журнале появилось исследование, результаты которого убедительно говорят, что при переходе от ледникового периода к потеплению, которое Земля переживает примерно каждые сто тысяч лет, температура атмосферы повышается на 400 - 1000 лет раньше, чем начинает расти содержание в ней углекислого газа. Таким образом, утверждается, что нет прямой причинной связи между увеличением насыщенности атмосферы двуокисью углерода и повышением ее температуры. Вместе с тем отнюдь не отрицается очевидный факт, что деятельность человека ведет к повышению концентрации CO2 в земной атмосфере.
Канадский геолог Ян Вейзер исследовал окаменелости в слоях глины, датируемых 500 миллионами лет. Исходя из того, что состав тогдашней атмосферы оставил след на найденных раковинах и скелетах, он установил, что в древнем геологическом прошлом Земли существовали продолжительные периоды, когда повышенный уровень содержания в атмосфере двуокиси углерода совпадал с существенным понижением средней глобальной температуры. Ученый считает, что CO2 и другие парниковые газы не являются первопричиной климатических изменений, они лишь им способствуют. Главный же фактор, по его мнению, - это солнечная радиация.
Как бы то ни было, но остаются вопросы: насколько еще потеплеет климат? Как быстро это будет происходить? Каков положительный и отрицательный эффект такого явления? Трезвые головы призывают пока не торопиться с принятием дорогостоящих международных программ, которые, в конце концов, могут оказаться просто ненужными. Следует, видимо, более внимательно понаблюдать за мировым климатом, тщательно анализируя результаты такого мониторинга. Тот же Джеймс Хансен через десять лет после своего сенсационного заявления вынужден был признать, что "факторы, вызывающие долговременные изменения климата, еще не изучены в такой степени, чтобы точно предсказать, каким он станет в будущем".