Вот и зима пришла, пора строить снежные крепости-городки и отважно их штурмовать. А наглядным пособием-руководством может послужить картина замечательного художника Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка».
Интересна история создания картины. Прослышав о задумке своего знаменитого земляка, красноярцы тут же обеспечили ему подходящую «натуру», соорудив гигантскую снежную крепость и проведя специально для художника показательный потешный бой. Возможно, именно это обстоятельство и собственные детские впечатления-воспоминания позволили Василию Ивановичу так замечательно передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль и вечный азарт широкой и яростной русской души. А еще почитатели художника непременно отмечали, что картина у него получилась веселая, яркая, праздничная...
Сам Суриков о своих земляках отзывался так: «В Сибири народ другой, чем в России, — вольный, смелый. Про нас говорят: «Краснояры — сердцем яры».
А первое достоверное описание этой старинной народной забавы принадлежит Конраду Буссову (1552-1617). В своих «Московских хрониках», относящихся к Смутному времени, писатель-авантюрист рассказывает, что в 1606 году царь Дмитрий (Лжедмитрий I. — «Труд») устроил у подмосковного села Вяземы военную потеху — взятие снежного городка. Свою стражу из иноземных наемников он заставил штурмовать крепость из снега, которую обороняли русские князья и бояре. Единственным оружием, по предварительной договоренности, должны были быть снежки. «Немцы», которых возглавлял сам Лжедмитрий, подло утяжелили «снежки» каменьями, и игра едва не превратилась в масштабную драку...
В 1735 году Иоганн Георг Гмелин, немецкий этнограф, путешественник и исследователь Урала и Сибири, связавший судьбу с Россией, был настолько поражен этой игрой, что даже оставил о ней пространную запись в своем экспедиционном дневнике. Вот она: «На поле были сооружены из снегу две стены и соединены сверху перекладиной тоже из снега. Эта постройка должна была изображать крепость. Вокруг нее несколько служилых встали с длинными дубинами, а другие служилые должны были брать крепость верхом. Все время их так встречали дубинками, что даже двое из них упали с лошадей и были здорово побиты. Всадники пришли в большую ярость от того, что не могли взять крепость, и хотели пустить в гарнизон стрелы, но воевода не позволил этого, и крепость осталась в обладании прежних хозяев».
В «крепость-городок» наши пращуры играли еще в дохристианские времена. Играли по-честному, свирепыми и безжалостными они не были и камни в снежки не закатывали. А в ХХ веке замечательное и сугубо воинское состязание превратилось в не менее замечательную детскую забаву. Впрочем, в некоторых областях России и сегодня сохранился такой обычай: сначала — для разогрева — городок штурмуют взрослые парни и мужчины, потом его завоевывают подростки. И наконец в атаку бросается главная ударная сила — ребятня. И все остаются довольными и веселыми, никаких обид.
Чего и вам всем желаю!