Сага о парковках: продолжение

Что получает Москва от введения платных машино-мест

Итак, на следующей неделе, со 2 декабря, стоимость парковки в центре Москвы вырастет до 200 рублей за час. Решение это вызвало много дискуссий, в том числе и весьма эмоциональных. «Труд» уже приводил на своих страницах мнения тех, кто увидел в возросших тарифах на парковку лишь ущемление интересов автовладельцев. Но есть на эту тему и другие доводы и расчеты. Что получат москвичи от новшества? Каковы вообще плюсы и минусы платной парковки в мегаполисе? Попробуем во всем этом разобраться.

Четыре года назад на улицах Петровка и Каретный Ряд появились новые для Москвы знаки: «Платная парковка». Каждому, кто оставлял здесь автомобиль, предлагалось заплатить за стоянку в бюджет города. Стоимость часа составляла поначалу 50 рублей. Одновременно городские службы стали всерьез бороться с нарушителями парковки, оставлявшими авто на тротуарах, пешеходных переходах и в прочих неположенных местах. И что же? Поначалу многие водители восприняли идею в штыки: «По городу и так ни проехать, ни запарковаться, а тут еще плати!» Но спустя какое-то время все увидели: на «платных» улицах ситуация изменилась, здесь стало свободнее — и для машин, и пешеходов. Движение ускорилось, появились парковочные места. Необходимость залезать на тротуары и вставать на дороге вторым рядом отпала.

Пилотный проект в мэрии признали удачным. Платную парковку решили распространить и на другие проблемные улицы. Поначалу в самом центре — в пределах Бульварного кольца. Затем зону расширили до Садового кольца, а следом и до Третьего транспортного. Сегодня знаки платной парковки можно увидеть по всей столице — рядом с торговыми комплексами и бизнес-центрами, станциями метро. Там, где желающих оставить машину гораздо больше, чем свободных мест.

Но главная идея проекта, как объясняли в мэрии, — не зарабатывать с каждого куска асфальта, а разгрузить улицы от чрезмерного количества машин, стимулировать горожан и приезжих пересаживаться на общественный транспорт. Этим путем борьбы с пробками прошли все мировые мегаполисы. Москва не стала исключением. Так насколько эффективны сегодня платные парковки в российской столице? Что изменилось с их введением? Здесь эксперты опираются на статистические данные.

Во-первых, город «поехал». Средняя скорость движения в столице увеличилась на 2-5 км/ч, или 12%. Такие данные приводит Центр организации дорожного движения Москвы. Статистику подтверждает и компания TomTom, которая составляет ежегодные рейтинги загруженности крупнейших городов мира. С 2010-го, по ее данным, дорожные заторы стали отнимать у москвичей на 23% меньше времени, а Москва за три года перестала быть мировым лидером по пробкам, переместившись с 1-го на 5-е место.

Во-вторых, общественный транспорт стал быстрее и комфортнее. Количество задержек движения наземного транспорта в зоне платной парковки сокращается, отмечают в ГУП «Мосгортранс». Автобусы и троллейбусы в центре города теперь ходят без опозданий. В прошлом году точность выполнения расписания достигла 94%. В этом году на многих центральных улицах запущена сеть быстрых городских маршрутов «Магистраль».

В-третьих, количество аварий заметно уменьшилось. Так, по данным ГИБДД, число ДТП в пределах Садового кольца за год снизилось на 30%. В ведомстве отмечают, что наведение порядка с парковками способствовало повышению общей культуры вождения.

В-четвертых, городские службы спасения стали мобильнее. Например, средний срок прибытия скорой помощи, МЧС и пожарных сократился более чем вдвое: с 20 минут в 2010 году до 8 минут в 2015-м. Пожарные машины теперь могут свободнее проехать по узким улицам и быстрее прибыть на вызов в центре города, отмечают в МЧС.

В-пятых, московские улицы стали свободнее и чище. После ввода платных парковок автомобилисты перестали парковаться вторым рядом, на тротуарах и под запрещающими знаками. Это значительно облегчило выполнение повседневной работы по уборке и ремонту дорог, приведению в порядок бордюров и разметки, отмечают в ГБУ «Автомобильные дороги».

В-шестых, у автомобилистов появилось место для парковки у собственного дома. Жители «платной зоны» теперь могут свободно парковать автомобиль возле своего дома. Стоимость резидентного разрешения — 3 тысячи рублей в год. Получить его можно сразу на три года.

Что нужно еще изменить? Сейчас нарушается базовый принцип работы платных парковок, считают в МАДИ. Это когда автомобилист может, пусть за деньги, но всегда поставить машину в легальном месте. В первую очередь это касается резидентов — жителей ближайших домов. В будние дни многие центральные улицы загружены на 85-100%.

Чтобы возможность свободной стоянки появилась на узких центральных улицах, где не осталось мест для дополнительных «карманов», эксперты предлагали повысить стоимость парковки до 230 рублей в час. В департаменте транспорта Москвы, изучив рекомендации специалистов МАДИ, посчитали, что повышение тарифов необходимо далеко не на всех улицах, а в местах особенной загрузки уместно говорить о тарифе в 200 рублей в час.

К наиболее проблемным улицам сегодня относятся Неглинная, Малая Бронная, Петровка. На улицах, где дефицита в парковке нет, тарифы не изменятся.

Есть еще один немаловажный вопрос: куда идут средства от парковки? На него ответил Александр ГРИВНЯК, гендиректор ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства»:

— Могу заверить: все деньги, которые сегодня поступают от платных парковок, передаются в те места, где были собраны. Если деньги собраны в Тверском районе на улице Тверская, то туда же они и направляются: на озеленение улиц, улучшение дорожного покрытия, на детские площадки. Поэтому с уверенностью могу сказать: каждый, кто пользуется платной парковкой, участвует в благоустройстве и облагораживании нашего города.

Голоса

Султан Жанказиев, проректор МАДИ, завкафедрой по организации дорожного движения

— Согласно рекомендациям международных экспертов и исходя из международного опыта, как минимум 15% мест на парковках всегда должны оставаться свободными, чтобы у автомобилистов всегда была возможность припарковаться или спокойно высадить пассажиров. Тариф на парковку — инструмент тонкой настройки трафика в крупном городе. И повышение тарифа — единственная мера на сегодняшний день для снижения загруженности улиц Москвы.

Евгений Михайлов, гендиректор ГУП «Мосгортранс»

— Рост тарифов на парковку в центре позволит повысить оборачиваемость парковочных мест. Это благоприятно повлияет на транспортную ситуацию в целом и соблюдение интервалов движения наземного пассажирского транспорта. Через зону платной парковки сегодня проходит 164 маршрута — это 1,5 млн пассажиров ежедневно. Их проезд станет более комфортным и предсказуемым. Мы прогнозируем, что пассажиропоток возрастет на 5-10%, а число задержек общественного транспорта сократится до минимума.

Степан Орлов, председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике

— Повышение тарифов на парковку — вынужденная, но необходимая мера. Для многих это мера неприятная, но мы должны идти на это, если хотим улучшать транспортную обстановку в Москве. К тому же средства от платных парковок идут на благоустройство дворов, спортивных и детских площадок тех районов, в которых эти парковки расположены.

Валерий Сюткин, певец

— К сожалению, повышение цен на парковку — единственный выход в регулировании количества машин на дорогах. Другого выхода нет. Могу предположить, что со временем платным станет въезд в центр — как в Лондоне, Париже, Нью-Йорке. Что касается цены на парковку — она везде высокая. Но эти меры приносят положительный результат. Согласитесь: сейчас ситуация на улицах Москвы изменилась коренным образом. Хаотичная, тормозящая всех и вся парковка практически исчезла.