Только черному коту и не везет

Сериалу «Черная кошка» не повезло не потому, что зрители сравнивали его с фильмом «Место встречи изменить нельзя». Нет, засада оказалась в другом

Если быть точным, то не коту, а кошке. Но это не важно. Ведь, речь идет не о животном, а о сериале «Черная кошка», повествующем о ликвидации одноименной банды в послевоенные годы. Его премьерный показ только что завершился на канале «Россия 1». Но не повезло новому проекту вовсе не потому, что зритель волей-неволей сравнивал его с фильмом «Место встречи изменить нельзя». Нет, засада оказалась в другом.

Разумеется, создатели «Кошки» не могли не понимать, что взявшись за эту историю при наличии эталонной говорухинской версии, они идут на риск. Кстати, ровно о том же были еще и выпуски документальных циклов «Легенды советского сыска» и «Следствие вели:». А менее трех лет назад на Первом канале прошел детектив «Черные кошки» (во множественном числе). Там речь хоть и шла о другой банде, но время действия было тем же, название хоть и имело символическое значение — мол, преступники появляются и исчезают так же незаметно — но аллюзии все равно были неизбежны.

Но имелся у авторов и контраргумент: они намеревались показать события, связанные с «Черной кошкой», не так, как Вайнеры или Говорухин, а максимально близко к реальности. На самом-то деле преступники орудовали не сразу после войны, а в начале 50-х. И были они не матерыми рецидивистами, возглавляемыми упырем Горбатым, а молодыми рабочими. Ударниками труда и спортсменами. Их вожак Иван Митин и вовсе к моменту задержания был представлен к ордену Трудового Красного Знамени. Разве же не интересно посмотреть, что Говорухин показал не так, что было на самом деле?..

В итоге в списке лучших программ прошлой недели «Кошка» оказалась на тринадцатом месте с долей аудитории 14,3%. Казалось бы, совсем не плохая цифра. А то, что позиция не из самых верхних, так что ж, сериалы вообще редко попадают в первую пятерку. Вот и на сей раз «Кошку» оставили за кормой шоу «Лучше всех» и «Голос», а также информационные и аналитические передачи. И это было бы не обидно, если бы под № 1 не значился другой сериал — «Мажор 2».

Подумаешь, один сериал лучше другого. А как иначе? Да только цифры «Мажора» по нынешним меркам кажутся просто гигантскими: доля его аудитории — 25,4%! То есть на 5% больше, чем у вечных лидеров — «Голоса» и «Времени». Шедевр? Отнюдь. Более того, «Черная кошка» куда профессиональней, последовательней, чем ее конкурент, даже притом что затянута изрядно. Ей просто не повезло с соседством в эфире.

Первый «Мажор», вышедший два года назад, был принят на ура по совокупности обстоятельств. Оригинальный сюжет про зарвавшегося представителя золотой молодежи, которого богатый отец в наказание отправляет служить в полицию. Комичные ситуации, возникающие в связи с тем, что этот молодец впервые оказывается в кругу людей, где его миллионы решают далеко не все. Служебный роман и ревность крутого коллеги-опера. Крепкая детективная составляющая. И, наконец, удачный актерский состав во главе с легким, ироничным Павлом Прилучным. А когда в финале главный герой отправился за решетку, так и не разобравшись ни с любовью, ни с убийством родителей, стало понятным, что будет продолжение, и что зритель будет ждать его с нетерпением.

Когда же обрадованные поклонники увидели анонсы «Мажора 2», они, конечно, не знали, что в проекте сменились режиссеры: на смену паре, имевшей неплохой опыт постановки сериалов, пришли молодые ребята, до того работавшие монтажерами. Трудно сказать, по их ли вине, по вине ли сценаристов или кого-то еще, но второй «Мажор» значительно отличается от первого. И не в лучшую сторону. Но тогда откуда успех?!

Из тюрьмы герой Прилучного выходит сыщиком экстра-класса, в считанные секунды раскрывающим преступления (кажущиеся, впрочем, странноватыми), по одному, а то и по два в каждой серии. Из прожигателя жизни он превращается в мрачноватого типа, крутящего любовь уже не с одной, а с двумя женщинами. Ведущего бесконечную игру с преследующим его маньяком и старающегося уничтожить бизнес отца своей возлюбленной, которого считает убийцей. Что-то криминально-фантастическое постоянно происходит и с другими героями. Невероятные сюжетные навороты авторы усилили откровенной эротикой, рваным монтажом, англоязычными песенками, служащими отбивкой едва ли не каждого эпизода, безостановочным потреблением алкоголя и Верой Брежневой в качестве камео (с фр. сameo — приглашенная на эпизодическую роль известная персона). Апофеоз — это когда главный герой устраивает брак своего сослуживца, простого мента, человека недалекого, но доброго душой, с дочкой олигарха. И по этому случаю прямо в отделении полиции закатывается мальчишник с проститутками, концертом все той же Брежневой и брейк-дансом в исполнении подполковника.

Обалдевший зритель чувствует себя так, будто среди ночи его разбудили и он обнаружил себя не в собственной кровати, а на арене шапито в окружении клоунов и магов. В таком состоянии он и пребывает до самого конца, силясь понять, чем же все это может закончиться. Но так ничего и не поймет. Да и зачем? Ведь мутным финалом авторы пролонгировали проект по крайней мере еще на сезон.

В чем не повезло «Черной кошке»? В том, что до премьеры она все же была для аудитории котом в мешке. То ли дело продолжение уже полюбившегося «Мажора»! И даже если потом кто-то в нем и разочаровался, он все равно с «Первого» ушел не на «Россию», а на другой канал, потому что детективные сериалы с середины не смотрят.