Дальнобой

«Платон» им друг, но истина дороже

По стране катится волна протестов дальнобойщиков. Водители фур грозят перекрыть магистрали в Калуге, Челябинске, Петрозаводске, Екатеринбурге, Тюмени, Дагестане, на МКАД и трассе «Дон»... На обочинах выстраиваются километровые автоколонны с плакатами на кузовах: «Руки прочь от дальнобоя!», «Россия без «Платона»!», «Хватит грабить народ!». Отдельные депутаты и тут усмотрели руку Госдепа. Но не морочьте голову вражескими происками: при таких друзьях нам и врагов не надо.

Известная радиостанция устроила опрос на тему «Готовы ли вы носить еду бастующим дальнобойщикам?» И 82% ответили «да». Редкое единодушие. Хотя поводы случались и раньше: академики митинговали против реформы РАН, учителя — против ЕГЭ, медики — против закрытия больниц. Народ помалкивал. Чем же ему приглянулись шоферы большегрузных машин, с которых государство решило взять дополнительный налог для пополнения прохудившегося бюджета?

Напомню, что с 15 ноября грузовикам весом более 12 тонн запрещено ездить по федеральным трассам без уплаты спецналога в 3,06 рубля за 1 км. Это в придачу к уже существующему транспортному налогу (около 40 тысяч в год), страховке (около 15 тысяч за рейс), поборам на таможне и взяткам на постах ГАИ. По подсчетам самих дальнобойщиков, дополнительно с них теперь будут брать еще примерно 15 тысяч рублей с каждого рейса — треть заработка. В Росавтодоре уверяют, что деньги поступят в Федеральный дорожный фонд. За год сборы составят серьезную сумму в 38,9 млрд, что «позволит к 2019 году привести федеральные автотрассы в нормативное состояние».

Перспектива, как всегда, радужная. Но учтем, что в проекте федерального бюджета — 2016 размер дорожного фонда составит 553 млрд рублей. Так неужто Росавтодору до сих пор не хватало 7% от этой суммы, чтобы привести в порядок нынешние «проселки» (назвать их автобанами язык не поворачивается)? Даже не смешно.

Кстати, об автобанах. Иностранные эксперты утверждают: в России не хватает приличных автодорог не потому, что мало или дешево строим, а из-за сплошной халтуры. Год назад под жестким контролем немецких специалистов в Москве проложили шикарный участок нового шоссе — Северо-Западной хорды. Стройка получилась среднестатистической по затратам, но экспериментальной по условиям договора. В контракт с подрядчиком было записано: 70 млн долларов из прибыли за выполненный заказ фирма откладывает на спецсчет — чтобы через год отремонтировать трассу, из которой вылезут обычные огрехи и недоделки, включая трещины, провалы и пресловутую колейность. Год прошел, дорогу тщательно осмотрели — и не нашли изъяна! Хотя последние полвека отечественные дорожники с пеной у рта доказывали: в России не может быть европейских автобанов — климат не тот! Оказывается, может. Если не халтурить и не воровать.

И сегодня, когда Росавтодор доказывает своевременность введения сборов с тяжелых грузовиков, на долю которых якобы приходится 56% от наносимого федеральным трассам вреда, хочется спросить: может, для начала попробуете качественно строить дороги — хоть «по-немецки», хоть «по-китайски», но с обязательным соблюдением всех норм и правил? А уже потом занимайтесь своими бла-бла-бла — о том, что «граждане должны ездить по качественным дорогам, а не заботиться об экономической выгоде перевозчиков» (цитата с официального сайта).

Сам Росавтодор тем временем позаботился о выгоде собирателя новых дорожных налогов Игоря Ротенберга (младшего). Именно его фирма «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) без всякого тендера получила хлебный подряд на создание параллельной «дорожно-налоговой службы» — с правом оставлять себе 10,6 млрд рублей. Это больше четверти всех денег, которые планируется выколачивать из российских дальнобойщиков. Так что в Федеральный дорожный фонд от этой затеи поступят не обещанные 7%, а меньше 5,5% дополнительных средств.

Взамен федеральная исполнительная власть уже получила не меньше 3 млн граждан, желающих выражаться в ее адрес лишь совершенно непечатно (дальнобойщики это умеют, как мало кто другой). Вместе с семьями это 10-12 млн избирателей. А если приплюсовать сочувствующих?

Правительство совсем недавно клялось и божилось не вводить новых налогов и сборов для граждан и бизнеса, но на практике поступает ровно наоборот. В наступающем 2016-м и предпринимателей, и граждан ожидает первая уплата налога на недвижимость, рассчитанного по кадастровой стоимости коммерческих объектов, жилья, дач, гаражей и земельных участков. Сумма увеличивается в несколько раз. Вырастут налоги с доходов, полученных в виде процентов за размещение вкладов в банках (теперь они будут начисляться по ключевой ставке Центробанка, а не из ставки рефинансирования, как было до сих пор). Готовится резкое снижение порога беспошлинных интернет-покупок в зарубежных онлайн-магазинах — с нынешних 1000 евро до 500 или даже до 150. Снова повышаются акцизы на алкоголь, пиво и табачные изделия, хотя они и без того уже перевалили за черту, после которой потребители начинают массово переходить на суррогаты и контрабанду. А в Госдуме уже обсуждается предложение ввести с 2016-го акцизы на чипсы и газировку: за 100 граммов чипсов брать 12, а за литр газированной воды — 15 рублей. С дальнейшим повышением через год...

Наша исполнительная власть превращается во «власть мытарей», думающих лишь о том, что еще и как именно отобрать у своих сограждан. С федерального уровня эта болезнь переходит на региональный и местный. Министерство по делам Северного Кавказа подготовило законопроект о взимании курортного сбора с туристов, приезжающих в Кавминводы и Ставропольский край, — по 150 рублей в сутки. Конечно же, по просьбам трудящихся: «Это в целом повысит комфорт и качество отдыха для самих же туристов». Хотя вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин возражает: «Наши курорты пока не в том состоянии, чтобы брать сборы. Наоборот, надо давать всяческие послабления, которые заинтересовали бы потребителей туристических услуг».

P.S. Мощный протест дальнобойщиков показывает, что терпение заканчивается уже не у потребителей, а у производителей. Ибо если экономика идет под откос, она сносит на своем пути все и всех. Проблемы можно создавать на ровном месте. Наше правительство в этом деле поднаторело. Как и в умении уходить от ответственности, перекладывая с больной головы на здоровую. Но если экономические требования перерастут в политические акции, то спрятать голову в песок уже не получится. Вчера коммунисты объявили, что 5 декабря проведут всероссийский митинг в поддержку дальнобойщиков. Вы этого хотели, господа министры?