Сколько стоит наша дружба с Украиной
Отдадим украинцам должное: в этот раз Киев стоял до последнего. Но куда деваться, если последние полгода ВВП страны снижается на полпроцента в месяц, а товарооборот с основными партнерами – странами СНГ с начала года упал аж на 25%, и до дна еще далече. А потому зря шумит Майдан Незалежности, напрасно Юлия Тимошенко отказывается от тюремного пайка. Ибо игра была сделана раньше: как минимум еще летом стало ясно, что интеграция Украины в Европу невозможна без согласия России. «Решение о приостановке процесса евроинтеграции тяжелое, но единственно возможное в нынешней ситуации», – сказал чистую правду украинский премьер Николай Азаров.
Политики гадают, чем за это заплатит Москва: ходят слухи о снижении цен на газ с нынешних 450 долларов до 270, о выдаче льготного кредита Киеву в 15 млрд долларов, в котором Украине отказал МВФ, – на финансирование бюджетных расходов и обслуживание госдолга. А еще советник президента России Сергей Глазьев заявил о возможном расширении сотрудничества с Украиной в атомной энергетике, авиа- и ракетостроении. Москва готова создать совместное производство самолетов Ан-124, Ан-140 и Ан-148, а также предоставить технологии для создания замкнутого ядерного цикла.
Хочется спросить: неужели эти бизнес-проекты (не первой свежести!) ожидаются столь убыточными для России, что могут служить лишь платой Украине за невхождение в ЕС? А если они выгодны экономике двух стран, то почему до сих пор не реализованы?
Если же послушать украинских политиков, то им кроме снижения цен на газ и преференций ничего не нужно – вернуть бы уже потерянное в нынешнем году! Например, возможность торговать в России конфетами Roshen и прочей сладкой продукцией, запрещенной Роспотребнадзором к ввозу из-за обнаруженного вдруг бензопирена. После чего на Украине потеряли работу более тысячи кондитеров. Хотят они и реабилитации украинского пива, в котором Россельхознадзор обнаружил «опасные микробы», как и в говядине и свинине двух крупнейших украинских производителей.
На Полтавщине в начале ноября прекратил работу Крюковский вагоностроительный завод – приостановлено действие российских сертификатов на его продукцию. Уже объявлено, что до конца года работу потеряют 500 человек. Та же участь постигла «Днепровагонмаш», «Азовобщемаш» и Стахановский вагоностроительный (увольняют треть персонала). Долгие годы эта отрасль работала на Россию и считалась весьма успешной: годовой экспорт – 32–35 тысяч вагонов, приносила Украине 0,5% ВВП. Теперь убытки оценивают в 50 млн долларов за месяц.
Но вот тут как раз большая политика ни при чем. Просто в России, которая сама производит вдвое больше грузовых вагонов, упал спрос на них. Из-за чего еще в сентябре генеральный директор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко заявил о необходимости резкого сокращения импорта вагонов: «Надо, думаю, действовать резче, потому что потеряем рынок».
Сказано – сделано, ибо такая у нас «конкурентная борьба». И никто не знает, кто окажется в ней следующей жертвой. То есть к Евросоюзу Украина еще не успела подступиться, но уже получила полную шапку неприятностей.
Учтем, что российско-украинский товарооборот в 2012 году составил 51,4 млрд долларов с небольшим положительным перевесом в нашу пользу. Для Украины наша страна остается крупнейшим внешнеторговым партнером. Но если российские поставки на две трети составляют энергоносители (65,6% экспорта), то Украина везет в Россию продукцию куда более высокого передела: машины, оборудование и транспортные средства (39,2%), металлы и изделия из них (21,3%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 11,4%, продукцию химической промышленности (10,8%)…
Казалось бы, это хорошо: страна не сидит на сырьевой игле, а производит товары. Но беда в том, что это «почти советское» производство – в Европе такая продукция популярностью не пользуется. В итоге приходится признать, что Украина тоже находится «на игле» – игле российского спроса. А она, как теперь выясняется, может оказаться похуже сырьевой.
Но здесь встает другой вопрос: зачем Украина рвется в Евросоюз, находящийся не в лучшем состоянии? Это не очень большая по покупательной способности страна (менее 10% населения ЕС) с не самой передовой промышленностью. С богатыми землями, но отсталым (по европейским меркам) сельским хозяйством. Не имеющая серьезных валютных резервов или сырьевых ресурсов, способных поддержать на плаву экономику в период кардинального реформирования своего хозяйства.
Украинские эксперты подсчитали: чтобы достичь соответствия требованиям Европейского сообщества, предъявляемым к новым кандидатам на вступление, стране требуется не менее 150 млрд евро дополнительных инвестиций. Взять их негде – тем более что ЕС занят спасением собственных экономик: Греции, Испании, Португалии, даже Италии. А без плотного партнерства с Россией наш вечный сосед и бывший собрат по СССР будет не в состоянии даже удержаться на нынешнем уровне экономического и социального развития. Зато вместе обе наши страны способны, при желании, достичь многого в развитии, с опорой на собственные силы. В конце концов, никто не мешает Украине создать у себя гораздо более благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат, переманивая к себе со всего Таможенного союза и капиталы, и технологии, и инициативных людей. Как это очень неплохо делает Казахстан.
Впрочем, украинское руководство может сделать другую ставку – на обретение энергетической независимости от России за счет разработки сланцевого газа в Западной Украине. Кабинет министров, НАК «Недра Украины» и американская компания Chevron подписали соглашение о разделе продукции по добыче углеводородов на Олесском участке, где по базовому сценарию ежегодно может добываться не менее 5 млрд кубометров газа в год. Для сравнения: всего в 2012 году в Украине добыто 20,2 млрд кубометров газа.
Причем это лишь начало. Согласно энергетической стратегии Украины до 2030 года, ежегодная добыча газа из сланценосных песчаников должна достичь 25 млрд кубометров, а на сложноизвлекаемых месторождениях — еще 15 млрд кубометров. Запланирован рост добычи газа и на месторождениях черноморского шельфа до 12 млрд кубометров в год. По словам премьер-министра Николая Азарова, эти объемы должны позволить Украине не только полностью обеспечить себя газом, но и стать его экспортером…
Но ведь и для этого стране вовсе не требуется ускоренная интеграция в Евросоюз. И совсем не помешает членство в Таможенном союзе…
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации
– Руководство Украины осознало, что последствия ассоциированного членства – наряду с такими странами «европейского выбора», как Алжир, Египет, Иордания, Марокко, Тунис, Южная Африка, Мексика и Чили, – могут быть неоднозначны. Европа не собирается компенсировать неизбежные потери от зоны свободной торговли для украинской экономики. Это решение открывает новые возможности для диалога России и Украины, – и вызывает понятную истерику у наименее уравновешенных представителей конкурирующих проектов. Однако даже если быстрой интеграции по каким-то причинам (например, сопротивление отдельных групп российской бюрократии) и не произойдет, простое снятие гласных и негласных ограничений, которые Украина и Россия понастроили за последний год, уже стимулирует торговлю и, соответственно, развитие наших экономик.
Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК
– В случае «заморозки» отношений Украины с Евросоюзом мы больше потеряем. Потеряет наш «Газпром», потеряет экономика. Это будет дорогая дружба, за которую нам придется заплатить, а потом все опять вернется на круги своя. Плюсов больше, если бы Украина, как это ни парадоксально звучит, стала чуть ближе к Евросоюзу. Ведь через нее и мы бы стали ближе к Европе, вынуждены были заняться модернизацией, сокращать издержки.
А Таможенный союз дело, конечно, хорошее, вот только Украина туда вряд ли вступит.
Андрей Бунич, глава Союза предпринимателей и арендаторов
– Сейчас следует выстраивать отношения в зависимости от поведения Украины. Если соседи реально возьмут курс на Таможенный союз, то это один вариант. Тогда скупиться не стоит, могут и даже должны быть экономические преференции. Если же они сделают вид, что разворачиваются на Восток, а при этом продолжат договариваться с Евросоюзом, то это будет одностороннее выкачивание льгот. Такой хоккей нам не нужен.
В случае отказа Украины от Таможенного союза достаточно просто поддерживать сложившийся уровень связей. Такое сотрудничество тоже возможно, но без далеко идущих обязательств. Форма сдержанного взаимодействия на условиях взаимной выгоды.