В эфир вышел девятисерийный фильм «После школы»
Главная беда фильмов для детей и подростков — в том, что их снимают взрослые. Получившие некий жизненный опыт дяди и тети, разумеется, знают, что нужно их детям. Причем эти знания они берут не с потолка: просматривают переписку своих чад в социальных сетях, слушают их любимые клипы, в неприхотливой болтовне стараются уловить молодежные тренды. А потом, опираясь на полученные сведения, пишут сценарии, будучи абсолютно уверенными, что именно это и нужно. Но многие ли из них помнят, какими дураками 20 лет назад казались им взрослые, старающиеся быть своими в доску в компании их одноклассников?
Когда Валерия Гай Германика снимала свою «Школу», ей было 25. Она еще не перешла в разряд «предков», но уже была в том возрасте, когда от пятнадцатилетних юнцов вполне можно удостоиться титула «старуха». Повышенный интерес подростковой среды к скандальному сериалу был обусловлен вовсе не короткой временной дистанцией, отделяющей режиссера от школьного порога, а тем, что она просто снимала, чтобы высказаться. И что-то совпало.
Братьям Пресняковым, написавшим сценарий проекта «После школы», в районе сороковника. Андрею Болтенко, главному режиссеру Первого канала и сопостановщику Пресняковых, — тоже. И они делали фильм специально для подростков, тщательно изучив их интересы.
Вообще-то у этого проекта давняя история. Еще четыре года назад «Первый» задумал сделать что-то совместное со студией Disney. Желание вполне понятное. Наши подростки смотрят «Дом-2» и «Закрытую школу». Не самые жизнеутверждающие проекты. А Disney как раз славится легкими семейными комедиями, от которых, говорят, без ума все американские недоросли. Чем же наши-то хуже?!
Сначала решили снимать некое подобие популярного в США молодежного музыкального телешоу «Классный мюзикл». Даже кастинг провели, на который явилось десять тысяч претендентов. Но потом передумали. И сняли девятисерийный фильм «После школы». Напрашивающаяся ассоциация с сериалом Германики авторов не смутила. Наоборот, кто-то, может, подумает, что это продолжение (что на самом деле не так)... В любом случае перекличка названий с рейтинговым проектом прикольна.
И вот совместный труд «Первого» и Disney вышел в эфир. Что сказать?
Забавно. Неожиданно. Цепляет. С другой стороны, сразу видно, что авторы хорошо изучили не только круг интересов российских старшеклассников, но и рецепты успеха американского ширпотреба. Набор эпизодов в жанре ситком, музыкальных клипов, где, как французский с нижегородским, мешаются Цой и Lady Gaga, типично американские страсти вокруг школьных спортивных состязаний и чисто отечественные понты, ошеломил своим визуальным нахальством и даже нахрапистостью.
Я поначалу было возмутился, но потом одернул себя: дядя, тебе сколько лет-то? Что ты в этом понимаешь?
Стал читать форумы: среди голосов немало скептических. И школ-де таких не бывает, и сумбур получился вместо музыки.
На многие вопросы отвечают в своих интервью сами авторы. Они, оказывается, снимали не реалистический фильм, а сказку. Ну, вроде «Приключений Электроника». А то, что за набором клипов единой логики не видно, так это и хорошо: фильм в виде роликов разойдется в интернете, зазвучит в рингтонах. Почему так МТС в кадре много? Нет, это не продакт-плейсмент, это такая же часть драматургии, как само наличие МТС в реальной жизни.
Лишь один вопрос остался без ответа. Почему этот семейно-подростковый фильм, в котором все так продумано, так сориентировано на целевую аудиторию, выходит в эфир после полуночи? То есть тогда, когда по классификации «Первого» у экрана остаются только «городские пижоны». Может, просто сдвинуть сетку вещания — и лента «заиграет»?