В самой экономически развитой испанской провинции победу на местных выборах одержали сепаратисты
Событие, явно выходящее за географические рамки: на выборах в региональный парламент Каталонии победили партии, выступающие за ее отделение от Испании. Получив большинство, сепаратисты готовы запустить процесс выхода из состава испанского королевства — хотя он не будет стремительным.
В начале сентября мне довелось увидеть в Барселоне самую массовую демонстрацию за независимость Каталонии. На улицы города вышли 1,5 млн человек. Глядя на это людское море, даже не посвященному в тонкости местной политики человеку можно было понять: отделение Каталонии неизбежно. Другой вопрос, добьются ли каталонцы того резкого подъема уровня жизни, ради которого они, собственно, и «разводятся» с Мадридом.
Да, жители Каталонии недовольны тем, что их регион-донор платит в общенациональный бюджет на
Пожилой киоскер Хосе Гая прочел мне лекцию о светлом завтра: «Каталония больше Бельгии, а населения у нас больше, чем в Дании или Финляндии. Валовой национальный продукт больше, чем в той же Дании. Мы трудолюбивый народ, но испанцы у нас все забирают. Скажите, почему мы должны кормить ту же Андалусию, которая живет на дотации государства?».
Характерная деталь: чем ниже социальный статус собеседника, чем он беднее, тем яростнее доказывает, что в случае отделения будет кататься как сыр в масле. Зато представители среднего класса — хорошо оплачиваемые врачи, адвокаты, банковские служащие — о независимости говорят уклончиво. Бизнесмены же в подавляющем большинстве резко против развода. Виноторговец Марианн Лапорта прямо говорит, что если Каталония отсоединится от Испании, то его бизнес можно закрывать. «Куда я со своим вином? Любой предприниматель знает, как легко потерять рынок сбыта и как трудно пробиться на новый».
Действительно, по разным подсчетам, от 80 до 90% продукции, производимой в Каталонии, реализуется на испанском рынке. Лидер сепаратистов и глава нынешнего правительства Каталонии Артур Маса успокаивает предпринимателей, обещая им новые рынки. В их поисках побывал даже в России, но ничего конкретного не привез. К тому же Каталония едва ли сможет стать членом Евросоюза, если против этого проголосует та же Испания.
Так что же победит, эмоции или расчет? Пока очевидно одно: выборы в парламент Каталонии могут стать тяжелым ударом для Испании. Если каталонцы проведут референдум, следующий шаг сделают и баски, и страна окажется на грани распада. Понятно также, что последует всплеск сепаратистских настроений по всей Европе. О своем праве на самоопределение могут заявить шотландцы в Великобритании, фламандцы в Бельгии, корсиканцы во Франции... Про Россию суеверно промолчим.