ПРАВО НА ПРАВА

С 1 января 2008 года в автомобильных школах страны в полтора раза увеличивается время для практической езды. Количество часов на изучение теории сокращается.

ЧТО МЕНЯЕМ
Итак, теперь в школах больший упор будут делать на вождение. За рулем курсантам предлагается проводить не 32 часа, как было раньше, а 50. Но, как объявил представитель Министерства образования и науки Исаак Калина, такое увеличение практики коснется лишь тех, кто готовится получать права категории В. Это значит, что человеку после сдачи экзамена можно водить автомобиль весом не более 3500 килограммов и перевозить до восьми пассажиров. Между тем 50 часов - это не так уж и много. Можно ли за это время научиться водить современную машину, чтобы выезжать на оживленную трассу? Конечно же нет. Между тем есть приемы, без которых просто нельзя соваться на проезжую часть. Ну, можно ли стать математиком, если не выучить таблицу умножения?! Тут то же самое. Приемы эти общеизвестны. Но напомнить их нелишне.
ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ
1. Чувство габаритов автомобиля можно выработать, используя картонные коробки. Начните с того, чтобы понять, как далеко от преграды (бордюра, стены, другого автомобиля) находится передний бампер вашей машины. Подъезжайте к преградам впритык до тех пор, пока не сможете останавливаться в 5-10 см.
2. Соорудите П-образный коридор и въезжайте в него до посинения. Задним ходом, передним, заезжая с разных углов. Потренировавшись, вы сможете определять, где у вас углы крыльев - задних и передних. Ведь именно крыльями чаще всего новички цепляют соседние машины в потоке и на паркингах. Одновременно вы научитесь видеть, как проходят около преграды борта вашей машины. Говорят, 500 въездов хватит.
3. Понимать, где идут колеса, - а это очень важно при объезде колдобин, люков, при пересечении разметки и так далее - очень просто. Выкопайте канавки и подъезжайте к ним опять же до тех пор, пока не будете останавливать колеса в 10 сантиметрах от ямок: спереди, сбоку, сзади.
ОСТОРОЖНО: ГОЛОЛЕД
Чему еще не учат в автошколах и, по всей вероятности, не будут учить, если судить по предлагаемой программе подготовки водителей? Управлению автомобилем на скользкой дороге. Поразительно, конечно, что в автошколах в России, где больше полугода трассы покрыты льдом, об этом факте говорится только вскользь. А ведь вождение в гололед особое, ему надо учиться и учиться.
Итак, многие новички знают: если машину вдруг повело вправо, то надо сразу поворачивать руль в ту же сторону, то есть вправо, а не влево. И наоборот, если машину ведет влево, то руль - тоже влево. Однако если такое случится в потоке, то вряд ли вы сможете выполнить это простое правило. Поэтому надо самому научиться ставить автомобиль в занос, чтобы он шел юзом, а потом выводить его из этого состояния. Тренироваться надо где-нибудь за городом, вдали от дорог - на площадке, покрытой льдом.
МАСТЕР-КЛАСС
КРУГ. Поставить машину в занос просто: достаточно повернуть руль, допустим, влево и резко прибавить газу. Задняя часть машины пойдет вправо, и тут надо не зевать, а аккуратно, поворотом руля вправо (как вы знаете по теории) удержать автомобиль в таком положении, чтобы он двигался вперед. Но не прямо, а как бы боком, то есть катился вперед юзом. Пользоваться тормозом в это время не рекомендуется.
КВАДРАТ. Начертите на ледяной площадке квадрат 20 на 20 метров, если нет места, достаточно начертить один угол квадрата. На нем вы будете поворачивать машину на 90 градусов, как на обычном перекрестке. Не забудьте, что упражнение выполняется без нажатия на тормоз. Теперь выруливайте на внешнюю сторону квадрата и идите в сторону угла на первой передаче. Приближаясь к повороту налево, прекратите давить на газ, а в самом начале угла резко прибавьте газку, чтобы задние колеса дали пробуксовку и хвост автомобиля занесло вправо, как было в упражнении с кругом. Только теперь машину ставьте так, чтобы ехать дальше по прямой линии. Повернув руль чуть вправо, вам надо также немного сбросить газ, а потом прибавить. На сколько сократить обороты двигателя, вы поймете быстро, а вот с вращением баранки придется повозиться. Но недолго. До следующего угла квадрата. И опять поворот. Тренироваться надо, пока не начнете проходить углы автоматически.
ТРЕУГОЛЬНИК. Поворот сложный - на 120 градусов.
Поставьте машину на внешнюю сторону треугольника и попробуйте пройти поворот. Потом начинайте ставить автомобиль в такой занос, дабы суметь повернуть его настолько круто, чтобы он встал прямо по ходу движения. Сделать это можно одним мощным ударом по педали газа. Машина уйдет в крутой занос. Но не тушуйтесь: быстро вертите рулевое колесо в сторону заноса. Главное - успеть повернуть руль, чтобы автомобиль встал прямо. Конечно, в начале тренировок, возможно, ваша машина начнет вертеться волчком. Но этого можно избежать, если начать выполнять поворот на малых скоростях и увеличивать их по ходу дела. После серьезных тренировок это непременно получится. А вместе с этим вы начнете понимать, что рулевым колесом можно влиять на угол заноса и легко выходить из сложных ситуаций.
ЧИТАТЕЛИ СПРАШИВАЮТ
Михаил Луканин, Москва: "Я не ездил на машине лет 10. Хочу поменять водительское удостоверение. Надо ли мне при этом снова сдавать экзамены?"
Нет, не надо.
Светлана Баягова, Краснодар: "А правда ли, что скоро за нарушение будут заставлять пересдавать экзамены на права?"
Такая идея витает. Однако cейчас пересдача теории и практики предусмотрена лишь тогда, когда человека за нарушение лишили водительских прав на три года.