ПИТЬ ИЛИ ВОДИТЬ

Депутаты одобрили поправки к статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. И без того суровые наказания за совершение ДТП в пьяном виде резко ужесточены.

ЗАКОН ПОСУРОВЕЛ
"Пьяный за рулем - преступник". До сих пор эта фраза носила скорее увещевательный характер. И вот наконец-то депутаты назвали вещи своими именами: алкоголь за рулем признан ими отягчающим обстоятельством, если водитель совершил ДТП. Когда этот фактор не учитывался, то пьяница наказывался так же, как и трезвый. За нанесение тяжкого вреда здоровью он отделывался лишением свободы на срок до 2 лет, за смерть одного человека - до 5, за гибель двух и более лиц - до 7 лет. Считалось, что водитель совершает эти проступки "по неосторожности".
Теперь наказания для алкашей таковы: за тяжкий вред здоровью - 3 года, за смерть одного - 5, за гибель двух и более лиц - 9 лет лишения свободы. Рядовым водителям, которые иногда опрокидывают кружку пива и садятся за руль в надежде, что их не поймают, по-моему, надо сделать вывод: если, не дай бог, кто-то выскочит на дорогу перед капотом, а у вас в организме чуть больше 0,3 промилле алкоголя, то судить будут как пьяного.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Только у россиян есть поговорка насчет того, что пьяного бог бережет. Ученые опровергают ее.
Если человек выпивает пару кружек пива, то не чувствует опьянения, наоборот, он ощущает прилив сил. Это страшно потому, что слегка поддатый не может правильно оценить опасность. У него снижается острота и глубина зрения (на 20%), он не так четко различает цвета, неточно определяет расстояние, медленнее реагирует на изменение ситуации на дороге, его внимание ослабевает. Скорость реакции при 0,8 промилле в организме (две кружки пива) падает на 50%, а зрительное восприятие становится медленнее на 25%. В итоге подвыпившему водителю кажется, что до пешехода, например, остается 30 метров, хотя на самом деле всего 15. Учтите еще замедленную реакцию, и получите аварию. С тяжелыми последствиями. Число погибших в "пьяных" ДТП составляет 40% от общего числа аварий с участием водителей под мухой. Ученые также подсчитали, что риск аварий с летальным исходом у них возрастает в четыре раза. Травмы же и увечья пьяные шоферы получают примерно в полтора раза чаще, чем трезвые.
РАДОВАТЬСЯ РАНО
То, что в этом году стало меньше пьяных водителей, вроде, должно радовать. В процентах к аналогичному периоду прошлого года действительно есть прогресс. Число "пьяных" и "наркотических" аварий снизилось на 16,6%, погибших в них людей - на 13,4, раненых - на 16,4%. Но вдумайтесь в две цифры, чтобы понять степень бедствия: в этом году каждое 10-е ДТП произошло по вине алкаша или наркомана, в прошлом - каждое 7-е.
А не радует прогресс по двум причинам. Первая - кампанейщина. Как громко в начале года гаишники и с ними все СМИ шумели об арестах на 15 суток водителей, пойманных пьяными! А вот сейчас и данных-то о том, сколько поддатых водителей метут улицы или сидят в обезьянниках, не найдешь. Пошумели и забыли. Почему? Да, потому что меньше стали пить, но еще и потому, что подвыпившие стали чаще откупаться.
Из этого вытекает вторая причина не очень радостного настроения по поводу побед: из-за крохоборства гаишников страдают водители, которые не пьют за рулем. Их разводят.
ИЗ ТРЕЗВОГО - В ПЬЯНЫЕ
О гаишных разводках и о том, как им противостоять, рассказывает ведущий "Авторадио" Юрий Гейко.
1. Вас, абсолютно трезвого, инспектор просит подуть в алкотестер. Стрелка показывает 0,4-0,6 промилле. В таком случае нужно уверенно говорить: "Я не пил, ваш прибор барахлит либо неисправен. Прошу отпустить или едем на медицинскую экспертизу". Если гаишники не хотят везти вас в наркологическую поликлинику, скажите, что будете звонить в контрольно-профилактический отдел или в службу собственной безопасности. Телефоны этих подразделений надо иметь при себе. Обычно инспектор отпускает или говорит: "Минуточку, дуньте еще раз - до вас один алкаш дышал..." При этом "кормящийся" незаметно вынимает из мундштука или из трубки, соединяющей его с прибором, ватку, пропитанную спиртом или водкой, вы повторяете анализ, прибор показывает 0.
2. Сразу и очень уверенно инспектор хочет везти вас на медэкспертизу. Это значит, что экспертиза может оказаться липовой, врачи работают в сговоре с гаишниками и хотят сделать из вас пьяного или даже наркомана. Если это так, то инспектор непременно зайдет в заведение раньше вас. На несколько секунд. Затем возьмут анализ мочи, но не 100-120 граммов, как положено (чтобы половина хранилась как контрольная), а 40-50. (Кстати, анализ крови берут только у участников ДТП со смертельным исходом или серьезными увечьями.) Через несколько минут вам объявят, что результат положительный, и напишут бумагу для ГАИ. Она попадет в суд, а там вас лишат прав. Даже если вы успеете сделать независимую экспертизу, судья вряд ли приобщит ее к делу. Поэтому, как только заметили неладное, звоните в контрольно-профилактическую службу местного управления МВД.
3. Менты ловят вас не за рулем во время движения, а вблизи авто или в нем. Это самый простой и безопасный для "кормящихся" инспекторов способ заработать. Вариантов много. Первый: после вечеринки вы сажаете за руль своего авто трезвого как стеклышко друга с правами, он везет вас домой, машину останавливает инспектор. Второй: вы выпили, лезете в машину, к примеру, за сигаретами, подкатывает патрульная машина ДПС. Третий: припарковав машину у дома, вы решили расслабиться бутылочкой пива или сели с друзьями выпить в салоне, машина стоит. Так вот, "разводящие" во всех трех случаях оформят бумаги, в которых будет сказано, что вы были пьяны во время управления автомобилем. Сопротивление почти бесполезно. Отмазка стоит тысяч 15-20. На моей памяти один случай, когда парень не давал взятку и даже куражился над гаишниками. Дело дошло до суда. А там мой знакомый представил справку, что его автомобиль стоит во дворе без мотора - он на капитальном ремонте. Поэтому, если выпили, не лезьте в салон ни под каким предлогом: вдруг вас пасут.
И ТАКОЕ БЫВАЕТ
Недавно прокуратура города Энгельса Саратовской области установила факты, когда в отношении трезвых водителей в суды направлялись материалы с обвинениями в том, что они управляли машиной в пьяном виде. Протоколы составлялись не на основе медосвидетельствований, как положено по закону, а по предварительным справкам, которые позволяют всего лишь сделать предположение о наличии состояния опьянения у водителей. Такие справки выписываются в случае, когда подозреваемый направляется на медицинское освидетельствование, акт о нем составляется после получения результатов химико-токсикологического исследования, он и подтверждает наличие или отсутствие алкоголя или наркотиков в организме водителя, и только на его основе суд должен принимать решение. Об этом должны знать в ГИБДД. Забыли? За такую "забывчивость", правда, гаишное начальство отделалось легким испугом - выговорами.