"ПЛОХИЕ" КРЕДИТЫ - НА ПРОДАЖУ
По прогнозам агентства S&P, к концу текущего года доля проблемных кредитов в российской банковской системе может достичь 10-12 %. Сейчас этот показатель ниже примерно в два раза, но некоторые кредитные организации уже сегодня имеют в портфелях порядка 10% "плохих" ссуд.
В этой связи банки начнут более активно продавать "плохие" кредиты, считают участники коллекторского рынка. Если раньше финорганизации передавали взыскателям до 30% долгов, то на фоне кризиса количество обращений кредиторов к коллекторам увеличилось вдвое. Сейчас в работе у выбивателей долгов находится около 55 млрд. рублей, и половина этой суммы приходится на потребительские ссуды и кредитные карты. Однако структура портфелей коллекторских агентств начинает меняться, в них появляется все больше ипотечных займов и автоссуд. Жилищные займы традиционно считаются низкорисковым видом кредитования, но в связи с кризисом доля просрочки по ипотеке начала расти и, по некоторым данным, уже достигает 9%.
Летом о продаже "плохого" портфеля задумался крупнейший банк страны - Сбербанк. В "Сбере" от комментариев отказались, однако по подсчетам участников коллекторского рынка проблемный портфель госбанка составляет порядка 40 млрд. рублей и может быть продан в самое ближайшее время. В этом случае цены за услуги собирателей долгов подскочат в разы. Именно поэтому коллекторы остаются одними из немногих, кто не проиграл, а скорее выиграл во время кризиса.
НЕ БАНДИТЫ, А ДИПЛОМАТЫ
Многие граждане до сих пор не понимают разницы между коллектором и судебным приставом: едва в квартире раздается телефонный звонок с просьбой погасить кредит, неплательщики тут же переписывают квартиру на тещу и скрываются в неизвестном направлении - вдруг завтра нагрянут крепкие ребята с утюгами и паяльниками и вынесут всю мебель?
Паниковать не стоит: коллекторы действуют на досудебной стадии взыскания долга и чаще всего звонят неплательщику на основании агентского договора, заключенного с банком. В этом случае долговое агентство получает от кредитора доверенность, по которой имеет право представлять его интересы и вести с должником переговоры от его имени. По второй схеме коллектор покупает у банка мешок "плохих" ссуд с дисконтом, получая при этом право требования по кредиту. Иными словами, взыскатель наделяется теми же правами, что и банк. Именно поэтому не стоит обходиться с сотрудником агентства невежливо и бросать трубку - коллектор звонит на законных основаниях. Более того, он может стать вашим союзником в случае, если вы признаете долг, честно расскажете о вашем финансовом положении и попросите его помочь вам договориться с банком о снижении штрафов за просрочку. Работа коллекторов - это переговоры (и только переговоры!): взыскатели имеют право связаться с должником, разъяснить причину возникновения долга, сообщить о его размере и попытаться вместе найти выход из положения. Арестовывать имущество коллектор не вправе, такие полномочия есть только у судебного пристава. Он появляется на пороге квартиры должника с судебным решением и исполнительным листом. Но доводить дело до суда неплательщику невыгодно: помимо долга и штрафов придется оплатить судебные издержки и исполнительский сбор, который составляет 7% от не возвращенной банку суммы. Более того, пристав может поставить вопрос об уголовной ответственности за злостное уклонение от погашения кредита.
С утюгом и паяльником на пороге жилища должника тоже никто не появится. Во-первых, ни одно уважающее себя коллекторское агентство не станет применять в работе такие "нестандартные" методы - взыскатели попросту потеряют клиентуру. Во-вторых, силовые методы воздействия на неплательщика противоречат существующему законодательству, на основании которого сегодня работают все коллекторские агентства в нашей стране.
ПО ЗАКОНУ ЧЕСТИ
"Своего" закона у коллекторов пока нет, и когда он появится - большой вопрос. Над его созданием бьются два конкурирующих между собой коллекторских объединения - Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) и Ассоциация по развитию коллекторского бизнеса (АРКБ), каждое из которых подготовило свою версию документа и планирует внести ее на рассмотрение в Госдуму в первой половине 2009 года.
Пока долговые агентства руководствуются Гражданским и Уголовным кодексами РФ, а также "кодексами чести" ассоциаций, к которым принадлежат. Так, например, в этической хартии НАПКА записано, что коллекторам следует корректно и уважительно относиться к должникам, не унижать их честь и достоинство, не звонить с 23 часов до 6 утра и не использовать в работе противозаконных методов, в том числе угрожающих жизни и здоровью неплательщика. Но следить за исполнением этих правил некому, поскольку у коллекторского рынка до сих пор нет регулятора.
Впрочем, это не мешает должнику пожаловаться на коллектора, если он счел его действия некорректными. В этом случае следует позвонить в свой банк или написать письмо руководству компании, а затем в ассоциацию, членом которой она является (на сайтах НАПКА и АРКБ есть полный список агентств-участников). В зависимости от "степени тяжести" можно жаловаться в органы внутренних дел, правозащитные организации или подать в суд.
Сегодня в России работает более 100 коллекторских агентств, половина из которых входят в профессиональные ассоциации (в АРКБ более 40 участников, в НАПКА - восемь). Около 50 компаний пока не являются членами профобъединений, однако работают в соответствии с действующим законодательством, уверяют взыскатели.
прямая речь
"НЕВОЗВРАТ ДОЛГА - ЭТО ГРЕХ ПРОТИВ БЛИЖНЕГО"
Дмитрий Жданухин
генеральный директор Центра развития коллекторства
- Как вести себя должнику, если в дверь позвонил коллектор?
- Для начала гражданину нужно убедиться, что он имеет дело именно с коллектором, то есть представителем кредитора (банка, телекоммуникационной компании). Для этого нужно попросить у сотрудника долгового агентства документы - доверенность, удостоверение. Убедившись, что перед вами настоящий взыскатель, лучше впустить его, честно рассказать о своем финансовом положении, а затем настроить на сотрудничество, начать своего рода торг: если вам необходимо сокращение штрафных процентов, попросите коллектора договориться с банком об уменьшении этих сумм при условии максимально быстрого погашения долга.
- Были ли какие-то интересные истории, связанные с взысканием долга?
- Вот одна из последних и самых невероятных историй: мы с удивлением обнаружили, что некоторые должники полностью расплачиваются с банком после того, как коллекторы объясняют им, что с точки зрения православия невозврат долга - это грех против ближнего, такой же тяжелый, как, например, воровство.
"КОЛЛЕКТОРЫ СТАНУТ ЕЩЕ ЧАЩЕ ВСТРЕЧАТЬСЯ С ЛЮДЬМИ"
Ирина Поддубная
заместитель гендиректора агентства "Секвойя Кредит Консолидейшн"
- Повлиял ли кризис на методы работы коллекторов с неплательщиками?
- Мы по-прежнему ведем с должниками телефонные и личные переговоры, направляем им письма, рассылаем SMS. Однако теперь, скорее всего, больше станет личных встреч коллекторов с людьми. Мы будем пытаться более тщательно изучать их бытовые и личные ситуации и совместно искать варианты возврата кредита. В каждой ситуации подход будет сугубо индивидуальный.
- Как долго коллектор "надоедает" должнику?
- Срок работы с долгом определяется условиями агентского договора, в среднем он составляет от 4 до 6 месяцев. Теоретически коллекторское агентство может взыскивать долг любое количество времени. Но окончательное решение, как поступить - продолжать взыскание или судиться - в каждом конкретном случае принимает только кредитор.
- А были ли случаи, когда неплательщики одумывались?
- Конечно. Один гражданин приобрел в кредит домашний кинотеатр и почти сразу перестал платить банку. В процессе переговоров нашему сотруднику удалось воодушевить мужчину на поиск выхода из ситуации и через некоторое время он начал производить платежи по кредиту. Через полгода нам позвонила мама этого должника, чтобы поблагодарить за разговор с сыном, который изменил его жизнь.