- Людям непосвященным может показаться, что это просто забава, "прикол", - говорит одна из организаторов фестиваля Мария Конопля. - Но это не так. Губная гармоника - инструмент, требующий серьезного, профессионального отношения. В то же время она остается по-детски непосредственной, эмоциональной.
В этом году в Москву приехали настоящие асы - Эйрик Бергене из Норвегии, Ричард Джеймс и Митч Кашмар из США. Они исполнили эксклюзивное блюзовое шоу трех губных гармонистов, вызвавшее восторг публики.
Российские участники проекта тоже не оплошали: послушать патриарха отечественного блюза Михаила Соколова, виртуозов губной гармоники Максима Некрасова, Федора Чистякова, Александра Братецкого и Владимира Кожекина приезжали гости из Санкт-Петербурга, Саратова, Томска и даже из Украины.
Участники и гости фестивали узнали многое об истории инструмента. Оказывается, губная гармоника пришла к нам из древнего Китая: считается, что прародителем этого инструмента стал шенг ("громкий голос" по-китайски), изобретенный в 3000 г. до н.э. императрицей Нин-Квой. В Европу он попал лишь в XVII веке.
Усовершенствовал губную гармонику, придав ей современный вид, в 1821 году Христиан Фридрих Людвиг Бушманн, 16-летний немецкий часовщик: юноша соединил вместе 15 дудочек от волынки. Звук получился таким привлекательным, что молодой человек увлекся новым ремеслом. В 1857 году немецкий промышленник Маттиас Хонер купил у него одну из таких гармоник. Инструмент ему понравился, и он решил делать такие на продажу, выпустив в первый же год 650 экземпляров.
Вскоре его родной город Троссинген превратился в "столицу" губной гармоники. В 1932 году сыновья Хонера основали школу, где и сегодня обучают игре на этом инструменте. Учебное заведение выпустило около трех тысяч дипломированных исполнителей, имеющих право на преподавательскую деятельность.