Есть на телеэкране клипы деловые, сугубо информационные, где рассказывается, какие каждого из нас ждут на избирательных участках бюллетени, как следует отмечать в них те партии, за которые мы собираемся голосовать, где получить открепительное удостоверение и т.д. Но есть и те, что претендуют на образную выразительность, чуть ли не на художественность.
И тут выясняется, что фантазии авторам хватает лишь на убогие перепевы сюжетов из фольклора или литературной классики. Вот сказочный Емеля вытаскивает из речки рыбу, и та дает ему наставления по поводу голосования. Вот Робинзон вместе с преданным ему Пятницей закупоривает бутылку с избирательным бюллетенем и отправляет ее по морю - прямиком на избирательный участок. Вот могучий богатырь в латах стоит в раздумье у развилки трех дорог, где одна, правая, ведет на выборы.
Обещаниями хорошей жизни, правда лишь в том случае, если вы предпочтете их номер в избирательном списке, полны, понятно рекламные ролики партий. Но и они сделаны зачастую крайне топорно.
Проще всего оценивать те ролики, которые, видимо, по финансовым причинам сделаны предельно аскетично. В некоторых из них дано лишь название партии, номер телефона, по которому можно с ней связаться, да идущие за кадром тексты, напоминающие, скорее, радиорекламу. Недалеко от них ушли те партии (их оказалось на сей раз на редкость много), которые в клипах дали лишь призывы-выступления своих лидеров. Занятно было видеть во время дебатов, когда после такого ролика тот же самый политик в тех же выражениях, но на сей раз "живьем" произносил текст, который мы только что слышали. Становилось понятным, что идейный арсенал этой партии не богат.
Или те партии, которые в своих клипах ограничились общими словами, вроде ставшей уже расхожей цитаты П.Столыпина насчет великих потрясений и великой России. В противовес им ролики других партий сделаны в духе идущей тоже из дореволюционной общественной практики "теории малых дел". То нам показывают девушку, уступающую в автобусе место пожилому мужчине, то демонстрируют "сознательного" юношу, который сначала выбрасывает на газон бумажку, а затем, осознав свою ошибку, возвращается и поднимает ее, чтобы опустить в стоящую неподалеку урну.
Что скажешь по поводу таких умилительных сюжетов: уважать старость или соблюдать чистоту в общественных местах необходимо. Только при чем тут программы политических партий? И к чему нынешнему телезрителю элементарные прописи поведения под видом предвыборной агитации?
Лишь в очень небольшом числе роликов изложены конкретные программные позиции. Да и то сделано это чаще всего с таким неуважением к умственным способностям миллионной аудитории, что ничего, кроме скуки, а то и возмущения, вызвать не может. То на берегу милой речушки сторожевой пес "произносит" какие-то политические лозунги. То втискивающиеся в автомобиль нагие граждане демонстрируют тем самым свою обездоленность. То, напротив, пышущие благополучием и богатством вальяжные политики, удобно расположившись на шикарных кожаных диванах частного самолета, рассуждают в поднебесье о судьбах нашей многострадальной Родины...
Разные рекламные политические клипы сделаны разными авторами по заказу разных партий и блоков. Но все они почему-то на редкость схожи в главном. В том, на каких зрителей рассчитаны. В свое время И.Ильф и Е.Петров, повествуя о голливудском кинематографическом ширпотребе, говорили в "Одноэтажной Америке" о "крупном рогатом человечестве", на которое работают мастера коммерческого кино. Нынешнее наше ТВ с обилием на нем пустой развлекаловки, примитивных сериалов, назойливой рекламы ненужных большинству людей товаров - формирует того самого невзыскательного зрителя, который с легкостью готов глотать все, что ему преподносится с экрана.
Однако, несмотря на немалые успехи ТВ на этом пути, еще не все ему удалось до конца. Тот факт, что большинство зрителей с откровенной иронией встретило череду вышедших в эфир предвыборных роликов, обнадеживает.