"ОТМЫТЫЕ" ДЕНЬГИ ПАХНУТ СИЛЬНЕЕ

Это воочию подтверждает "финансовый скандал" вокруг молдавского "Петролбанка". Внешне он сводится к тому, что этот банк обвиняется в незаконном отмывании "грязных денег" из Приднестровья. Называются и цифры - на Запад перекачано 584 миллиона долларов, причем 80 миллионов - наличными.

7 ноября несколько молдавских газет одновременно "наехали" на "Петролбанк". В прессу попала информация о результатах проверки деятельности кишиневских банков за март - сентябрь сего года в части валютных операций. И "Петролбанк", так сказать, "засветился" в валютных операциях с Приднестровьем - "черной дырой", как сейчас именуется Левобережье на сленге кишиневских политиков.
"Долларовая стирка", судя по гуляющей версии, проводилась в несколько этапов. Тираспольские банки, можно сказать, мешками сдавали доллары в "Петролбанк", а тот перечислял их на счета некоего банка из Черногории, который, в свою очередь, имеет свои счета в "Петролбанке". Затем накопленные суммы переправлялись в другие страны, например в Германию или США, где в "очищенном" виде оседали на тайных счетах солидных банков.
Однако все это внешняя сторона "финансового скандала", а подоплека его видится в желании Национального банка Молдовы сломить преуспевающий "Петролбанк". Конфликт этот застарелый и тянется несколько лет. Так, в феврале этого года административный совет НБ Молдовы отозвал у "Петролбанка" лицензию типа "В", заменив ее на тип "А", который не позволяет осуществлять операции с иностранной валютой. Решение было мотивировано тем, что "Петролбанк" не выполнил норматива НБМ по наращиванию до 1 февраля минимального совокупного капитала в размере 64 млн. леев, или 5 млн. долларов.
Совет директоров "Петролбанка" решением суда по другому гражданскому иску был ограничен до 26 января в своих правах и не мог объявить дополнительную эмиссию. Тем не менее банку удалось нарастить нужную сумму капитала, однако Нацбанк Молдовы отказался зарегистрировать эмиссию акций. "Петролбанк" обратился в суд и выиграл процесс. НБ Молдовы обратился в Высшую судебную палату, которая вернула дело на повторное рассмотрение. "Петролбанк" вновь выиграл.
В ответ Национальный банк Молдовы распространил пресс-релиз о том, что будет продолжать борьбу, а "Петролбанк" - защищаться. Последний, расценив происходящее как "черную" PR-кампанию против себя, уверяет: проверка никаких нарушений действующего законодательства не выявила. И потребовал от НБМ гласно "предоставить все необходимые доказательства своих обвинений, указав детали и факты, подтверждающие незаконность...".
Как сообщил журналистам председатель правления "Петролбанка" Феликс Гольдберг, уже несколько лет любые движения средств через его банк, любые финансовые операции, в том числе и с Приднестровьем, являются подотчетными и подконтрольными Нацбанку Молдовы, то есть совершаются с его ведома. Более того, заверяет он, реальные операции по долларам США выполняли американские банки, которым оставалось лишь осуществлять записи на счетах. "А в США, - говорит он, - специальные подразделения Федеральной резервной системы жестко контролируют все банковские операции и пресекают незаконные сделки. До сих пор по названным операциям никаких замечаний со стороны спецорганов США не было. Обвинения же в адрес "Петролбанка" по отмыванию денег Приднестровья напрямую бьют по репутации банков США как участников сделок".
По мнению некоторых экспертов, за давлением на "Петролбанк" кроется тайная политика некоторых политических сил Молдовы. Ее истинную суть проявляет хотя бы тот факт, что "финансовый скандал" разгорелся буквально накануне визита президента Молдовы Воронина в Москву для подписания Большого договора между Россией и Молдавией. Не всем это нравится, вот и стараются "раздуть чуть затаившийся пожар". И в подкрепление информационной войны, которая, словно ржавчина, разъедает сознание людей, экономической блокады, которая ожесточает и без того затравленных жителей Левобережья, планируют развязать теперь еще и банковскую войну, нанести удар по финансовой системе Приднестровья.
Без всякого сомнения, и с "отмыванием" нелегальных денег, и с "теневой экономикой" необходимо жестко и последовательно бороться. Но надо ли доказывать, что эта борьба должна вестись законными, правовыми методами? Через суды, а не сводиться к силовым и иным сомнительным приемам. И уж тем более не бросать тень на искренность всего того, что провозгласили и подписали Москва и Кишинев.
В Большом договоре гарантируется право Приднестровья на экономическую и финансовую самостоятельность. Не секрет, что Приднестровье сегодня имеет не только свои деньги, но и самостоятельную банковскую систему, которая позволяет молдавскому Левобережью успешно жить и развивать местную экономику. Никуда не уйдешь от того, что средняя ежемесячная зарплата в Приднестровье в два раза выше, чем у их сограждан, проживающих на правом берегу. Насильно присовокупить все это к общемолдавскому национальному достоянию нынче вряд ли удастся, зато есть надежда прийти к согласию через терпеливый добрососедский разговор. Для государственной стабильности сегодня доверие к власти не менее важно, чем прибыльность банков и предприятий.