Обойдемся без английского?

Почему в школе отменили проверочные работы по иностранным языкам

Умеет Рособрнадзор заставить родителей поволноваться! Чаще всего тех, чьи дети учатся в выпускных 9-х и 11-х классах: и года не проходит без изменений в ОГЭ и ЕГЭ. Но на этот раз встрепенулись все, включая и учителей. На очередной Всероссийской встрече с родителями глава ведомства Анзор Музаев сообщил, что в российских школах больше не будут проводить проверочные работы по иностранным языкам. С чего бы это?

Давайте сразу уточним: Всероссийские проверочные работы (ВПР) в школах невзлюбили с самого начала, то есть с 2015 года. Да и кому понравится еще одна проверка, по итогам которой вполне могут настучать по мозгам директорам, не сумевшим добиться нужных показателей. А те — учителям, чьи подопечные нахватали «неудов» на ВПР (весной 2023 года в перечень проверяемых вошли уже 10 предметов, а писали работы все ученики 4-11-х классов, кроме девятиклассников, почти 8 млн человек). Конечно, кое-где на местах быстро сообразили, как «оптимизировать» процесс, чтобы результаты не подкачали, раз уж Рособрнадзор, задумавший ВПР как «средство самодиагностики школ», поручил и проводить, и проверять их самим же учителям!

Но все же большинство преподавателей заставляли ребят готовиться вполне серьезно. И тут уж запротестовали родители, которые не обращались разве что только в ООН. В 2021 году они даже инициировали слушания в Госдуме. Но ВПР устояли, а после февраля 2022-го эти обсуждения как-то отошли на второй план. И вдруг вот вам: отмена проверочных по иностранным языкам! Поневоле вспомнишь про «мертвый язык, чье время ушло», который «и знать незачем, если человек никогда не поедет в Лондон», и прочие недавние перлы наших законодателей. Что, неужто «недружественные» языки в школах теперь отменят?

— Конечно, нет! — отмахнулась приятельница, не один десяток лет преподающая английский в обычной школе на юго-востоке Москвы. — Думаю, максимум, что могут сделать, — это подсократить учебные часы. Да и отменили ВПР совсем не из-за «политики», все куда проще: категорически не хватает учителей. Нет, не в Москве, прежде всего в регионах. Коллега из Удмуртии рассказывает, что в соседнем поселке английский преподает... учитель ОБЖ! А другая, из Нижегородской области, шутит, что на одну ставку жить было не на что, а когда попросили взять еще и классы в соседней школе, то есть получилось 2,5 ставки, — стало некогда.

Из Томска и Тюмени друзья пишут, что в этом году у них в школах преподают студенты педагогических вузов после третьего курса. Какие уж тут проверки! Да и ребята все хуже справляются с этим экзаменом — если только не учат язык целеустремленно, собираясь сдавать по нему ЕГЭ. А те, кто не хочет идти в вузы, уже вовсю обсуждают, сколько заработают по контракту на СВО.

— Прошлая весна для меня вообще стала шоком, — признается приятельница, — половина моих семиклассников (ВПР по иностранным языкам в 2023 году сдавали 7-е и 11-е классы. — «Труд») получили «неуды» по английскому. А по России этот показатель — 56,34 процента! Потому, думаю, и отменили эти ВПР — чтобы лишний раз не подставляться...

В подтверждение ее слов привожу табличку, составленную по данным одного из крупнейших порталов по поиску работы в регионах России. За год мало что изменилось, разве что информатика поднялась повыше: сегодня она в тройке самых «горячих» учительских вакансий наряду с математикой и иностранным.

Там же, на портале по поиску работы, листая вакансии учителей Красноярска, среди однотипных зарплат в 30-35 тысяч рублей что для математиков, что для учителей по русскому (притом что сказочник Росстат обозначает среднюю зарплату по региону в 52 489 рублей), вдруг вижу оклад в 105 тысяч. Что за чудо! Оказывается, это приглашают учителей по английскому на работу в одну из соседних республик: Узбекистан, Киргизию, Казахстан. Прочла и условия. По сути, те, о которых мечтал бы любой преподаватель в России: 18-20 уроков в неделю (норматив — 18, но в наших школах учителя, как правило, перерабатывают в полтора-два раза, а то и больше, помните уже упомянутые 2,5 ставки?) при достойном заработке. Правда, в этом случае официальная нехватка учителей в 11 тысяч человек, о которой недавно заявила вице-премьер Голикова, выросла бы на порядок, а то и не на один. Но почему не помечтать!

На фото внизу: соотношение между минимальной, средней и учительской зарплатой в Китае, Индии и Бразилии. Почему-то считается, что в финансовом плане бразильские учителя ближе всех в мире к российским: чтобы заработать на жизнь, им приходится или заниматься репетиторством, или пробиваться в частную школу, или уходить из профессии...