Отлично сохранившиеся останки пещерных львов из Якутии дали надежду на получение ДНК. Тем временем ученые из США уже «переселили» 14 генов мамонта в клетку слона
Ученые Академии наук Республики Саха сообщили об обнаружении хорошо сохранившихся останков пещерного льва – так называемого Panthera spelaea, обитавшего в эпоху среднего и позднего плейстоцена.
Тела двух львят, обнаруженные исследователями, пролежали 10 тысяч лет в слое вечной мерзлоты. По предварительным данным, это лучшие останки ископаемого хищника из всех, что находятся сейчас в распоряжении мировых ученых. Более подробную информацию об состоянии находки исследователи намерены огласить на специальной пресс-конференции, запланированной на ноябрь, передает The Siberian Times.
Львы вида Panthera spelaea были современниками мамонтов и шерстистых носорогов, самыми эффективными хищниками эпохи, находившимися на вершине пищевой цепи. Их останки находят по всей территории Евразии, от Чукотки до британских островов. Однако лишь на севере России останки, по понятным причинам, сохранились настолько хорошо, что в будущем ученые хотят взяться за восстановление животных этого вида.
Первые эксперименты по «воскрешению» живых организмов ледникового периода уже увенчались успехом, притом именно у российских генетиков. В 2012 году стало известно, что ученые смогли вырастить реликтовое растение – куст узколистной смолевки, семена которой 32 тысячи лет пролежали в слое вечной мерзлоты. Совершить научное чудо помогли древние грызуны – суслики-евражки, которые, точь в точь как их современные собратья, делали запасы семян в норах. С наступлением ледникового периода эти тайники превратились в природные криокамеры, сохранившие биологический материал на тысячелетия.
Впрочем, время частично взяло свое: из тысяч собранных семян биологам не удалось найти ни одного подходящего для посадки. Восстанавливать смолевку пришлось буквально из нескольких клеток.
Тогда российские ученые скептично отнеслись к разговорам о проектах по воскрешению мамонтов. «Таких ученых мы зовем меж собой «спермоискателями», — заявил ведущий научный сотрудник Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН Станислав Губин. — Сами мы мамонтов не ищем. Во-первых, это дорого: представьте, сколько стоит полноценная долгосрочная экспедиция в те места! Во-вторых, вероятность найти именно такого мамонта стремится к нулю. Я бы начал с чего-нибудь поменьше. С мышки, например. Тем более что замерзшие грызуны, жившие несколько тысяч лет назад, нам попадаются довольно часто».
Тем не менее, прошло несколько лет, и американским генетикам и биохимикам удалось отработать технологию выделения и переноса генов из относительно хорошо сохранившихся биологических материалов.
После ряда локальных успехов в марте текущего года исследователи Гарвардского университета сообщили об успешном эксперименте по переносу 14 генов мамонта в живую клетку современного слона. По словам главы исследовательской группы Джорджа Черча, он вместе с коллегами решил пойти по пути частичного восстановления мамонтов. Специалисты группы работали в первую очередь с фрагментами ДНК, отвечающими за адаптацию животного к холодному климату: генами гемоглобина, шерсти, подкожного жира.
Идея воскрешения мамонтов захватила не только многих ученых, но и политиков: ведь возвращение гигантских доисторических животных из небытия – открытие, сопоставимое с полетом в космос. Правительства Японии, США и Южной Кореи вкладывают огромные средства в проведение соответствующих исследований.
В России деньги на эти цели, хоть и с задержкой в несколько лет и не в американо-японских объемах, но тоже нашлись. В августе в Якутске начала работу первая российская лаборатория по клонированию вымерших животных. Директор Музея мамонта НИИ прикладной экологии Севера Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) Семен Григорьев сообщил, что главной задачей сотрудников на данном этапе является поиск живых клеток доисторических животных с последующим их клонированием. Работы в этом направлении ведутся совместно с южнокорейским Фондом биотехнологических исследований Sooam и Пекинским институтом геномики.
Пока, по словам директора Зоологического музея Зоологического института РАН Алексея Тихонова, проблемой российских ученых является отсутствие отработанной технологии по извлечению генной информации из добытых образцов. Исследователям удается найти целые ядра клеток, но они не успевают получить молекулы ДНК, прежде чем начнется процесс разрушения.
«Сейчас считается, что для выделения ДНК ископаемых животных в качестве исходного материала лучше всего подходит шерсть. Но опять же, только извлеченная из вечной мерзлоты. Надо успеть все сделать, пока не начал разрушаться кутикулярный слой, так как тут же на волос начнется нашествие современных микроорганизмов», – пояснил Тихонов.
В последних числах сентября завершилась экспедиция «Северная Ойкумена», в которой участвовали ученые из пяти стран. Основные раскопки проводились на острове Большой Ляховский.
«Ляховские острова считаются центром мамонтового материка. Здесь наибольшая в мире концентрация останков мамонтов, поэтому мы выбрали этот район для проведения точечных исследований», – рассказал журналистам Семен Григорьев.
По его словам, исследователи обнаружили 6 мамонтовых скелетов, в том числе и останки карликового мамонта: судя по найденному бивню, рост старого самца не превышал 2 метров. «Даже опытнейший палеонтолог Павел Никольский сказал, что в первый раз видит настолько карликового мамонта. Нам предстоит выяснить, что это – какая-то микропопуляция или индивидуальная особенность именно этого мамонта», – отметил Григорьев.
Но главной находкой ученых стала кожа мамонта. Материал находился в достаточно хорошем состоянии, а потому в ближайшее время генетики из РФ и Южной Кореи попытаются обнаружить живую клетку и извлечь из нее ДНК. Если это удастся сделать, в ближайшие десятилетия стада лохматых слонов могут оживить якутские пейзажи.