Электронными услугами пользуется каждый третий москвич
Привычным делом для горожан стала запись к врачу или оформление, например, путевки в лагерь отдыха для ребенка через сервис госуслуг. Каждый месяц на портал городских услуг Москвы поступает около восьми миллионов обращений, а всего с 2011 по 2014 год было обработано более 120 миллионов заявок. Развитие онлайн-ресурсов — это одно из приоритетных направлений столичной власти. Благодаря таким проектам, реализованным командой мэра Москвы за последние пять лет, удалось не только наладить обратную связь с жителями и сделать прозрачным городское управление, но и повысить качество жизни москвичей.
Эксперты отмечают, что для современных городов вообще характерны динамичность и мобильность, которая обеспечивается доступной информацией и возможностями онлайн-коммуникаций. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо учитывать эти моменты в организации городского управления. Данные исследований говорят о том, что Москва — одна из мировых столиц по распространению интернета, и городские власти всячески способствуют этому. Они не только сами активнее выходят в Сеть, но и предоставляют гражданам все больше услуг онлайн.
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, сегодня электронными услугами пользуется больше четырех миллионов человек, хотя еще год назад их было меньше в 12 раз. Городские информационные сервисы начали активно развивать всего несколько лет назад, поэтому , как отметил градоначальник, «это не просто успех — это прорыв».
Он стал возможен благодаря внедрению наиболее передовых информационных технологий — согласно исследованию международной компании Frost&Sullivan, Москва «по оснащению наиболее передовыми ИКТ» входит в десятку городов. Кстати, по объему трафика город занимает четвертое место, пропуская вперед лишь Франкфурт-на-Майне, Амстердам и Лондон.
Современные информационные технологии помогают не только контролировать, к примеру, передвижение коммунальной техники, но и обеспечивать безопасность в городе. В 2011 году было принято решение о переводе системы видеонаблюдения на сервисную модель с полным техническим обновлением, а в 2012 году на базе Единого центра хранения и обработки данных была создана система городского видеонаблюдения. На сегодняшний день к этому центру подключено более 140 тысяч камер видеонаблюдения в подъездах, во дворах, школах и в магазинах.
Кроме того, удобные сервисы появились во всех сферах — от здравоохранения, образования, ЖКХ до помощи бизнесу. Например, с помощью портала «Открытые данные» горожане могут получить максимально полную информацию о социальных учреждениях, расположенных как на территории района, так и всего города. Через интернет предприниматели могут заказать экспертизу или градостроительный план земельного участка. «Главное — это полная прозрачность и колоссальная экономия времени для инвесторов и застройщиков», — подчеркивает руководитель департамента строительства Москвы Марат Хуснуллин.
В образовании также сегодня не обойтись без информационных технологий — там реализуется масштабный проект «Школа новых технологий». Он способствует обеспечению образовательных организаций услугами связи, в том числе высокоскоростным интернетом, которые помогут внедрить систему Единого общегородского электронного дневника и журнала, разработать ведомственные информационные системы и другие программы.
Современные технологии дали возможность москвичам участвовать в городском управлении и напрямую обращаться к первым лицам. Система городских референдумов «Активный гражданин», которая не имеет прямых аналогов в мире, была запущена в 2014 году. И всего на портале зарегистрированы более одного миллиона москвичей, а в каждом общегородском голосовании принимают участие сотни тысяч человек. По итогам референдумов были выбраны дизайны новых станций метро, запущены новые маршруты городского транспорта, оценивалось качество оказания медицинских услуг, а также обсуждались многие другие важные для города вопросы.
За успехи в развитии ИКТ столица в прошлом году была признана лучшим городом в области развития государственных сервисов для населения на международном форуме в Дубае. Специалисты отметили тогда эффективность и оперативность популярных городских сервисов «Активный гражданин» и «Наш город».
Штрихи
В октябре отмечается пятилетие слаженной работы команды мэра. За это время она сумела наладить с горожанами тесное взаимодействие при решении наиболее значимых вопросов. Одним из инструментов, позволяющих москвичам держать руку на пульсе, является портал «Наш город», созданный в 2011 году. За это время его посетили более семи миллионов человек, а в неделю на портал поступает около 22 тысяч сообщений, причем 80% вопросов решается в среднем за четыре дня.