— Сегодня студентам в университете предлагают отучиться четыре года и получить звание бакалавра, а еще через два года — магистра. В свое время мы учились пять лет и становились специалистами. Кому нужны эти бакалавры?
— Бакалавриат и магистратура в вузах — это направления международной классификации высшего образования по так называемой болонской системе, принятой в европейских странах: можно отучиться четыре года и пойти работать, а можно подняться на более высокую ступень — окончить магистратуру. По сути, наши чиновники пытаются добиться таким образом встраивания нашего образования в мировое образовательное пространство. Правда, на мой взгляд, ничто не мешало нам и раньше встраиваться.
— Скандалы с ЕГЭ отгремели — и что? Если ЕГЭ отменят, мы опять вернемся к билетам и бесконечным экзаменам? Опять дети из глубинки не смогут поступать туда, куда хотят?
— Механизм ЕГЭ, как показала практика, сам по себе не гарантирует равенства прав и объективности при поступлении в вузы. Когда
— Часто бывает так, что каждый класс даже в одной школе учится по своей программе и своим учебникам, и если дети переходят в другую школу, они ничего там не понимают, как будто на другую планету попали.
— Это результат нашей отвратительной образовательной политики последних десятилетий. У нас многие вопросы теперь отданы на откуп субъектам РФ, иногда даже и вовсе муниципалитетам. Программы обучения могут выбирать сами школы, разные учителя используют разные методики преподавания. Даже финансирование многих вопросов осуществляется по принципу «если у региона есть деньги и руководитель понимает всю важность образовательного процесса,
— Все знают, что
— Поборы в школе — это однозначно порочная практика, это ненормально! Ни в одной развитой стране мира нет такой ситуации, в которой мы сейчас оказались. После развала СССР государство планомерно уменьшало свое присутствие в образовательной сфере. В итоге сегодня в нашем якобы бесплатном образовании — взятки не только за прием в вузы и сдачу в них экзаменов и зачетов, но и за прием в детский сад или школу, за контрольные работы, поборы на учебные материалы, ремонт, охрану и многое другое. К сожалению, все это происходит с молчаливого согласия общества и граждан. В то же время растет и социальная напряженность. Отвратительным примером своеобразного педагогического терроризма может
— Каждый год в вузах сокращают бюджетные места. Бесплатное образование отменяется?
— Бюджетных мест для всех желающих получить высшее образование всегда не хватало. Тенденция к сокращению количества имеющихся бюджетных мест обозначилась, когда государство взяло курс на оптимизацию расходов на образование. Но, например, в этом году во многих государственных вузах случился недобор на бюджетные места и администрации были вынуждены по приказу Минобрнауки зачислить на них часть поступивших платников:
— Одна читательница написала такое письмо: «Мой сын поступил на платное отделение вуза. Никто не гарантирует, что стоимость обучения не будет повышаться каждый год, в договоре на обучение об этом нет ни слова. Прошу вуз внести в договор
— К сожалению, там, где предоставляют так называемое платное образование, такие случаи нередки. Но вы должны знать, что по закону об образовании и закону о защите прав потребителей учреждения, оказывающие платные образовательные услуги, обязаны по требованию родителей представить подробную смету расходов на обучение. То есть администрация должна обосновать каждую копейку своих затрат. Непредоставление такой сметы — нарушение федерального законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. В подобных случаях следует жаловаться в местный орган управления образованием, в Рособрнадзор и прокуратуру.