Лобстер без панциря

На экранах — фильм Ильи Демичева «Какраки» с Михаилом Ефремовым в главной роли

Картина режиссера-дебютанта, а также продюсера и ресторатора Ильи Демичева участвовала в «Неделе критики» Венецианского фестиваля и была там, по словам режиссера, встречена хорошо.

На фестивале «Окно в Европу», проходившем в Выборге, её тоже приняли недурно: вручили приз президента фестиваля и по итогам зрительского голосования присудили третье место в номинации «Выборгский счет». Можно предположить, что и среди венецианских, и среди выборгских зрителей были очень разные люди.

Но «Какраки» в принципе способны, хотя и частично, удовлетворить вкусы очень разных людей, начинаясь с эпизодов в духе перестроечных выпусков «Фитиля», но затем опираясь то на Чехова, то на Гоголя, то на Салтыкова-Щедрина. Главный демичевский герой, чиновник Михаил Михайлович Пономарев (Михаил Ефремов), тоже никак не может выбрать подходящее для себя жизненное направление и найти в нем смысл, и когда к нему приходит любовь в виде молоденькой продавщицы книжного магазина (Ольга Сун), он поочередно примеряет на себя роли то друга, то отца, не решаясь пойти дальше.

Но если метания героя для фильма всегда выигрышны, то метания режиссера — вряд ли, а Илья Демичев никак не может определиться с жанром. Из всех задаваемых рамок «Какраки» через некоторое время выбиваются, а с главного героя фокус иногда неожиданно смещается на второстепенных — по всей видимости, режиссеру было настолько интересно то, чем он занимался, что было просто трудно отказаться от каких-то вариантов, предоставляемых работой над фильмом.

Нецельность «Какраков», однако, не выглядит раздражающей — в основном благодаря актерам. У Ольги Сун (случайно ли, нет — не так важно) прекрасно получилась блеклая наивная девочка, произносящая слова так неотчетливо, будто в её горле застрял кусок сладкой ваты. Сергей Колтаков феерически сыграл пономаревского начальника, который страстно исполняет «Многая лета», танцует, нарядившись в костюм медведя, и слеза восхищения катится по его щеке, когда он, глядя на свежеприобретенные коричневые ботинки, повторяет: «Кожечка: Кожулечка».

А работа Михаила Ефремова, которому нечасто удается сыграть главную роль, в результате стала тем стержнем, на котором держится фильм. Так что в первую очередь «Какраки» (так в фильме называют лобстеров) — не карикатура на русское чиновничество, не история поздней любви, не рассказ об экзистенциальном вакууме, а возможность любоваться игрой Михаила Ефремова, не опасаясь, что через пару минут экран займут совсем другие люди.