Выплаты по ОСАГО можно будет получить в своей страховой компании. Новая схема возмещения убытков заработает уже с 1 ноября.
Через неделю возместить убытки, понесенные в ДТП, автомобилисты смогут через компанию, где они покупали полис ОСАГО, а не через страховщика виновника аварии, как сейчас. С таким заявлением выступил Российский союз автостраховщиков. Впервые подобный механизм запустили в марте, но только для тех, кто получил полис ОСАГО позже этой даты. Теперь он охватит всех владельцев машин.
Автомобилист будет внимательнее выбирать страховую компанию, ведь именно к ней он обратится за выплатами, прокомментировал «Труду» президент Коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин. «К тому же если виновник аварии приезжий, а в регионе нет филиала его страховой компании, то ранее возникли бы трудности», — заметил эксперт.
Чисто технически для автовладельца ничего не меняется: перечень документов и процедура подачи будут те же, отмечает председатель Комитета защиты прав автомобилистов Александр Холодов. Автомобилистам будет даже проще: не надо думать, что делать, если виновник не купил «автогражданку» или его страховщик обанкротился. А вот срок выплат возрастет. Теперь страховой компании прежде надо будет получить подтверждение из компании виновника, что он действительно там застрахован. И потом начнется процедура выплат. При старой схеме на это не уходило время, так как компания знала, что виновник числится за ней. «Сроки нарушать не будут. Но если раньше укладывались в 15 дней, то теперь растянут на все 30», — отметил Холодов.
Но новый механизм — это джентльменское соглашение. И он распространяется, согласно Гражданскому кодексу (ст. 4), только на договоры, заключенные после марта. Чтобы все остальные водители имели право обратиться в свою страховую компанию, нужно изменить закон об ОСАГО, иначе, если возникнет спорная ситуация, страховщик может отказать клиенту в выплатах, так как исполнение Гражданского кодекса приоритетнее соглашения страховщиков.
Виктор Травин, президент коллегии правовой защиты:
Теперь пострадавшему нужно обращаться в свою страховую. Она направит запрос в компанию виновника, после чего начнутся выплаты, но сроки увеличатся.
Если полис виновника принадлежит
Совсем редкий вариант: у виновника нет «автогражданки». Случай страховщики не будут расценивать как страховой — так происходит и сейчас. А значит, у пострадавшего нет оснований для обращения в страховую за выплатами. Вопросы возмещения вреда решаются либо добровольно, либо через суд.