Чем же заслужил литовский режиссер такое уважение к себе? Не только со стороны своих русских коллег, но и со стороны Федерального агентства по культуре и кинематографии, выделившего на фестиваль немалые средства? Не преувеличено ли его влияние на русскую сцену, да и на весь мировой театр, где его имя ставят наравне с Бруком, Стреллером и Штайном?
Думаю, что нет. Во-первых, зарубежные продюсеры никогда не будут вкладывать деньги в режиссера из бывшей советской Прибалтики, который своими спектаклями не обеспечит им дохода. Во-вторых, театральные приемы Някрошюса - это настоящая кладовая для современных деятелей сцены, которые учатся у него, как из элементарных вещей, практически из воздуха, сделать впечатляющее зрелище. Поэтому генеральный директор фестивального центра "Балтийский дом" Сергей Шуб мало рисковал, задумывая этот монофестиваль. И все же он смог вздохнуть спокойно только тогда, когда накануне открытия смотра обнаружил, что все билеты на постановки знаменитого литовца проданы. Притом, что самый дешевый билет стоил 400 рублей, а для питерцев - это немалые деньги.
Сегодня бытует мнение, что молодежь не интересуется театром, но это смотря каким... Постановки Някрошюса, пронизанные смелой фантазией, емкими метафорами и образами, вызывают у молодых ощущение чего-то запредельного, мистического, колдовского. И это при том, что спектакли надо смотреть с наушниками для перевода и каждый из них (кроме "Времен года") длится более четырех часов.
Студенты, которых пускали по входным билетам, в течение всего этого времени стояли в проходах, сидели на ступеньках, а потом в финале представлений устраивали бурные овации. Во время открытия фестиваля произошел курьезный случай. Так как Някрошюс любит повторять, что он хуторянин, вырос среди полей и лесов, а свое вдохновение черпает из природы, то работники "Балтийского дома" решили преподнести ему сюрприз: на всех этажах огромного здания в фойе были рассыпаны яблоки, аромат которых кружил голову, наполнял воздух свежестью. Но уже в антракте яблок стало значительно меньше. Оказалось, бедные студенты рассовали их по карманам, чтобы добро не пропадало. Някрошюс, узнав об этом, только посмеялся. И сказал, что на месте студентов поступил бы точно так же, потому что годы учебы в ГИТИСе запомнились ему, как время сосущей боли под ложечкой из-за не утихающего голода. Ну, а поскольку бытует мнение, что художнику полезно быть голодным (только в этом случае у него рождаются шедевры), то голодная молодость явно пошла Някрошюсу на пользу.