КУРИЛКА НИ ЖИВ НИ МЕРТВ

Рубивший бороды царь-реформатор Петр I был бы удивлен, узнав, что другое его начинание - приобщение народонаселения к куреву оказалось спустя три столетия не ко двору. Нынешний "думный боярин", то есть член Совета Федерации от Самары Андрей Ищук намедни внес в Госдуму законопроект о полном запрещении рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Сегодня поправки к закону будут подвергнуты думцами публичному обсуждению.

В России пагубной привычке платят дань почти две трети мужчин и каждая десятая женщина. Всего же, по данным Всемирной организации здравоохранения, курит каждый третий россиянин, а в абсолютных цифрах по числу курильщиков мы занимаем непочетное 4-е место в мире.
Уж сколько раз твердили миру, что никотиновая зависимость - это не причуда и не невинное баловство. Каждые десять секунд на планете умирает заядлый курильщик. Если не завязать, предсказывают специалисты, то уже через три пятилетки табак будет убивать по 20 человек в минуту.
Все можно решить и проще, и быстрее, если бы некие "темные силы" не тормозили присоединение России к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ). Конвенция предусматривает полный запрет рекламы табачной продукции, введение высоких акцизов для производителей, бросающиеся в глаза предупредительные надписи на упаковках, запрет на такие уловки, как успокоительные характеристики сигарет как "легкие" и "очень легкие". При этом международные эксперты подсчитали, что после ратификации РКБТ количество курильщиков в стране в среднем падает почти на одну треть.
Сейчас Андрей Ищук и его единомышленники предлагают, в частности, увеличить площадь предупредительных надписей с 4 до 50 процентов от общей площади поверхности упаковок сигарет.
- Сам бы я разместил грозное предупреждение на всю пачку, - сказал сенатор Ищук в интервью для "Труда". - Ведь речь идет о серьезных вещах - о демографическом спаде в России. Нужно поднимать семью, нужно рожать детей, а сотни тысяч гибнут ни за что. Каждый курильщик, я думаю, в душе мечтает бросить, и ему в этом надо помочь. Рассчитываю, что сегодня Госдума согласится с нашими предложениями.
А КАК У НИХ?
Первые ограничения на рекламу табачных изделий в Великобритании были наложены еще 42 года назад. В 1964 году парламент запретил рекламу сигарет на телевидении. Тогда же были приняты некоторые меры, ограничивающие рекламу табака в непосредственной близости от школ.
Однако большого эффекта эти запреты не имели. Средства, затрачиваемые табачными компаниями на рекламу своих продуктов, постоянно росли и в начале 90-х годов превысили отметку 100 миллионов фунтов стерлингов (200 млн. долларов). Более половины этой суммы расходовалось на устанавливаемые повсюду рекламные щиты, 40 процентов на рекламу в газетах, журналах и на радио, остальная часть - на прямую почтовую рассылку рекламных буклетов.
В феврале 2003 года в Великобритании был принят закон, полностью запрещающий рекламу табачных изделий на всей территории Соединенного Королевства. Единственное исключение было сделано для спонсоров автогонок "Формулы-1", уход которых означал бы фактическое прекращение соревнований за мировое первенство. Однако командам "Ф-1" было дано два года на поиск новых спонсоров, не имеющих отношения к табаку.