Когда стало известно, что Юрий Еремин собирается ставить "Трамвай "Желание", намереваясь при этом соединить пьесу Теннесси Уильямса с романом Ямомото "Город без времени года", в Театре Моссовета слегка запаниковали: "Это же пройдено в 70-е годы! Зачем зрителю это повторение?! Да и вряд ли удастся "переплюнуть" знаменитый спектакль Андрея Гончарова в "Маяковке" с участием Немоляевой и Джигарханяна". Но случилось чудо. Во время премьеры в зале негде было яблоку упасть, а после окончания трехчасового представления публика стоя аплодировала исполнителям, не желая отпускать их со сцены. И в данном случае дело вовсе не в участии в двух главных женских ролях Крюковой и Гусевой, хорошо известных по кино.
Что же так потрясло искушенных завсегдатаев столичных премьер? В первую очередь, человеческая интонация, желание режиссера и актеров увидеть в каждом зрителе своего союзника. Во-вторых, говоря словами Пушкина, "истина страстей и правдоподобие чувствований" в обстоятельствах семейной драмы, закончившейся полным крахом "родственных душ". Тема вечная, многие классики ее касались, в том числе и Чехов, из творчества которого так много взял американский драматург. В середине ХХ века он сочинил свою историю про сестер.
Когда-то Бланш и Стелла Дюбуа вместе воспитывались в благополучной семье, но потом жизнь развела их, и каждая пошла своим путем. Стелла вышла замуж за эмигранта и поселилась в рабочем пригороде Нью-Орлеана, а Бланш, так и не встретив своего принца и пережив немало любовных разочарований, осталась одна и без средств к существованию. Но однажды ей показалось, будто сестра, родная душа, может спасти ее.
Спектакль начинается с появления изысканной, утонченной Бланш (Евгения Крюкова) в сером, безликом квартале. Здесь когда-то ходил трамвай "Желание", но теперь он исчез, и люди забыли о нем. Только "чокнутый" вагоновожатый (Александр Леньков) изо дня в день продолжает рисовать на асфальте рельсы и каждое утро "садиться" в воображаемый вагон несбывшихся надежд. Этот странный мистический образ, родившийся у режиссера благодаря роману Ямомото, сюжетно никак не связан с остальными персонажами спектакля, и вместе с тем он необходим для создания на сцене удручающей, безнадежной атмосферы города, в котором Бланш будет доведена до нервного истощения, а потом насильно засажена в сумасшедший дом.
В пьесе Уильямса, написанной еще в 1947 году, Еремин выделил тему, как нельзя более актуальную в наше время: тему взаимоотношений между людьми, которые, руководствуясь только выгодой и расчетом, забывают о сострадании к ближнему.
Поселившись в доме Стеллы (Екатерина Гусева), Бланш чувствует, что попала во враждебный ей мир. Вокруг нее сжимается кольцо ненависти и презрения, а родная сестра прячется за широкую спину мужа Стенли. В накачанном герое Валерия Яременко, признающем только силу и власть денег, борются два желания: размазать по стенке ненавистную родственницу и "попробовать" ее привлекательное тело. С молчаливого согласия жены Стенли отправит духовно сломленную Бланш в "желтый дом" и вновь почувствует себя королем в этом мирке.
В упомянутом нами спектакле Гончарова Бланш спасал влюбленный в нее парень. Были советские времена, и гуманизм побеждал при любых обстоятельствах. Сегодня хэппи-энда никто не требует. А поскольку, по мысли режиссера, сейчас каждый выживает в одиночку, подобного финала и быть не могло. Это бы противоречило всей концепции спектакля и уважительному отношению Юрия Еремина к зрителю, которому нужен серьезный разговор на важные темы.