Чтобы уйти от столь невыгодной экономической ситуации, команда менеджеров компании начала выстраивать организационную структуру для более глубокой переработки сырья. Увеличение технологических переделов (то есть уровней переработки) и выход продукции нового качества под силу только крупным, вертикально интегрированным структурам - ведь каждый новый передел требует увеличения оборотных средств как минимум в полтора раза. Когда корпоративная бизнес-идея будет реализована, с каждой тонны сырья государственный бюджет дополнительно получит 100 долларов. Помножьте это на миллионы тонн ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов), которые за год перерабатывает компания, и станет ясно, какими резервами располагает отечественная нефтехимия.
Чтобы реализовать столь масштабные планы, предстоит решить ряд задач, связанных с эффективным использованием углеводородного сырья, модернизацией производства, повышением производительности труда.
- У нас пестрая картина по всему спектру подразделений,- подчеркнул А. Лукашов. - На 17 перерабатывающих предприятиях, входящих в состав компании, есть и вполне современные технологии, и устаревшие. Недавно один немецкий партнер чуть не со слезами умиления восклицал: "Анатолий! Я был на вашем заводе, видел оборудование, которое делал еще мой дед! Оно еще работает! Это же настоящий действующий музей!" Так вот мы заинтересованы в том, чтобы таких "музеев" было поменьше, чтобы на предприятиях применялись современные технологии, чтобы была высокой загрузка сырьевыми ресурсами...
Основной критерий в нефтехимии, по словам Анатолия Ивановича, - "ее величество себестоимость". То есть прибыль должна значительно превышать затраты на единицу продукции. Достичь этого не так просто из-за постоянно меняющихся правил игры на энергетическом рынке.
В общем-то, продать можно любой продукт, потому что на любом уровне передела можно получать ликвидный товар. Но чем выше уровень передела, тем качественнее, а значит, дороже и экономически эффективнее становится продукция (например, при глубокой переработке нефти цена конечного продукта возрастает в четыре раза). Поэтому характерной особенностью современной нефтехимии является быстрое развитие и частая сменяемость технологий. Эта задача решается только посредством модернизации нефте- и газоперерабатывающих предприятий, сокращением потерь, увеличением выхода сырья, расширением применения ШФЛУ. Чтобы максимально повысить эффективность использования сырья, в компании стали создавать территориально-производственные комплексы.
Сегодня основной тенденцией в мировой нефтехимической промышленности стало увеличение удельного веса газового сырья. Технологии на основе природного газа и газового конденсата наиболее эффективны. Из газовых фракций можно получать огромный ассортимент продукции. И в большинстве стран это учитывают. У нас же задействованы пока далеко не все резервы. Например, при добыче природного газа практически не отделяется этан от метана. Оба компонента поступают в магистральную трубу и в итоге сжигаются. А ведь из одной тонны этана можно получить 800 килограммов этанола, из которого изготавливается высококачественная продукция.
Чтобы максимально использовать углеводородные ресурсы, доводя их до высоких переделов, необходимо увязать интересы добывающих и перерабатывающих компаний. Тогда общей целью станет не только экспорт российского сырья, а и экспорт высококачественной конечной продукции.