ДОЛГОВОЙ УЗЕЛ

После недавней встречи с президентом В. Путиным в Сочи один из участников -руководитель РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, выступая перед журналистами, заявил, что зимой в домах россиян "тепло и электроэнергия будут в больших объемах, чем ранее". От таких заверений становится теплее на душе, по крайней мере в первый момент. Но что касается реального тепла в домах, то с этим дело обстоит, конечно, сложнее.

И вот намедни телезрителям опять показывают знакомую картинку: жители далекой Находки коротают вечера при свечах и в пижамах типа тулуп. А так называемые веерные отключения по-прежнему остаются проблемой, от которой, как веером, не отмахнешься.
В минувшую среду в "Труде" опубликовано обращение группы депутатов Государственной Думы к президенту В. Путину, в котором содержится просьба "взять под личный контроль ситуацию, сложившуюся вокруг обеспечения энергоресурсами потребителей в промышленности и социальной сфере". Авторы обращения считают, что здесь "необходима государственная комплексная политика, ведущая к взвешенному решению".
Отключение от единого рынка электроэнергии предприятий и целых регионов под лозунгом борьбы с неплательщиками, считают депутаты, не только не развязывает узел, но, наоборот, еще туже затягивает его. "Проблему неплатежей за электроэнергию необходимо решать, но не такими же топорными методами!" - делают вывод авторы обращения к президенту.
К каким коллизиям приводят попытки решить сложную проблему таким вот методом, что называется, сплеча, свидетельствует самая свежая история, которая имеет драматическое начало и пока еще не имеет конца. С первых же шагов она приняла форму судебной тяжбы, в которую втянуты тысячи людей.
Сегодня в Красноярске должно состояться заседание арбитражного суда, на котором будет рассмотрена жалоба Красноярской железной дороги, Красноярского алюминиевого завода и Ачинского глиноземного комбината на решение региональной энергетической комиссии (РЭК) Красноярского края от 6 сентября повысить в полтора раза - с 0,191 руб. до 0,285 руб. за 1 кВт/ч. тарифы на электроэнергию для крупных промышленных потребителей.
21 сентября арбитражный суд вынес определение, согласно которому до 27 октября "Красноярскэнерго" запрещается требовать оплату по новому повышенному тарифу и ограничивать подачу электроэнергии для предприятий.
КрАЗ также подал в Октябрьский районный суд Красноярска иск о признании незаконным предупреждения "Красноярскэнерго" об ограничении подачи электроэнергии. Суд вынес определение, в котором говорится: "Запретить открытому акционерному обществу "Красноярскэнерго" прерывать, прекращать или ограничивать подачу электрической энергии открытому акционерному обществу "Красноярский алюминиевый завод".
Следует отметить, что за последнее время это уже вторая попытка энергетиков поднять для завода тариф на электроэнергию. Предыдущее аналогичное решение РЭК, принятое в марте с.г., краевой арбитражный суд признал незаконным.
После сентябрьского решения суда "Красноярскэнерго" не прекратило давление на КрАЗ. В начале октября была предпринята попытка отключить подстанцию, через которую завод получает электроэнергию, но вмешательство прокурора города предотвратило остановку производства, в результате чего убытки могли составить до 1,5 миллиардов долларов.
А в течение 11 и 12 октября Красноярский алюминиевый завод получил две телефонограммы от главного инженера "Энергосбыта" об ограничении потребления мощности ОАО "КрАЗ" в объеме 60 мегаватт. Подобные телеграммы получили еще около ста предприятий края. Все это мотивировалось дефицитом электрической мощности в объеме 150 мегаватт, вызванной тем, что накануне РАО "ЕЭС России" заявило о сокращении почти на 10 процентов объема электроэнергии, поставляемой в край с Федерального оптового рынка энергетических мощностей (ФОРЭМ). Руководство КрАЗа отказалось исполнять незаконные, по его мнению, требования энергетиков.
Некоторые специалисты считают, что аргумент о "дефиците электроэнергии" надуман. Это подтверждает и генеральный директор ОАО "Красноярская ГЭС" Сергей Каминский, который на пресс-конференции в Красноярске дословно заявил следующее: "Мощность 150 мегаватт для Красноярской ГЭС не представляет никакой сложности. Мы можем покрыть дефицит электроэнергии, о котором идет речь, безболезненно. На самом деле дефицита электроэнергии в Красноярском крае не существует. Наши показатели говорят о том, что в прошлом году мы на 15 октября имели отметку водохранилища 233,5 метра, сегодня - 237,5 метра, то есть на 4 метра больше. Эти запасы нам позволяют выработать примерно на 1,4 миллиарда кВт/ч больше по сравнению с уровнем 1999 года. Вы можете разделить эту величину и увидите, что мы без труда можем вырабатывать больше на 150 мегаватт ежедневно в течение всего года. Нам этого запаса хватит на целый год. Цена у нас очень дешевая - 3,04 копейки за кВт/ч... Есть излишки ресурса, я его предлагаю на рынок - открыто, официально... ФОРЭМ отказывает, не может продать электроэнергию. Пожалуйста, я готов возместить эту разницу. Мы отправили письма со своим предложением в краевую администрацию, "Красноярскэнерго", "Энергосбыт". В "Красноярскэнерго" ответили согласием на предложение КрГЭС при условии, что "энергия, полученная благодаря бесплатной енисейской воде, будет предоставлена бесплатно".
Из этой истории, которая, по всему видно, не скоро еще завершится, напрашивается один очевидный вывод. Годами накапливаются не только задолженности, но и связанные с ними взаимные претензии и неприязни. Часто именно они мешают спокойно, путем деловых переговоров распутать долговые узлы...
Что касается переговоров по внешним долгам, то этим искусством, кажется, уже начали постепенно овладевать. Сколько было затяжных, изнурительных встреч с представителями Парижского и Лондонского клубов по поводу реструктуризации наших внешних долгов - в основном на пользу дела.
Может, этот масштабный международный опыт и для внутреннего употребления не помешало бы в какой то мере применить?