СЕАНС ГИПНОЗА В МУЗЕЕ

Что можно купить за четыре с половиной тысячи рублей? Немецкий пылесос, русский диван, шубу из китайского кролика или порядком устаревший компьютер. А еще - приличных размеров здание, которое является памятником истории и расположено в самой престижной части Ярославля. Именно за такие деньги его уступил одному из жителей городской муниципалитет.

Владелец особняка Джон Мостославский - фигура в городе известная. При советской власти он отсидел пять лет за дачу взятки председателю жилищно-строительного кооператива. Еще одним этапом его жизни была работа иллюзионистом в областной филармонии. Здесь Мостославский успешно демонстрировал фокусы, психологические опыты, сеансы внушения и гипноза. Говорят, мог запросто убедить человека, будто в руке у него - не простая бумажка, а сотня рублей. Однако многие уже тогда, накануне перестройки, знали, что он не просто фокусник, а и крупный антиквар. Старинные редкие вещи Джон Григорьевич привозил с гастролей, покупал и в своем городе. В результате к началу 90-х у него образовалась внушительная коллекция икон, часов, граммофонов, колокольчиков и фисгармоний.
Лет семь назад Мостославский основал частный музей "Музыка и время", для которого "выбил" помещение на Волжской набережной. Красивый домик, уютная атмосфера. Первые лица области новое учреждение по достоинству оценили: губернатор к музею даже милицейский пост велел приставить. В музей водили Никиту Михалкова, великую княгиню Леониду Георгиевну, многих иных заметных лиц. Послушав хрустальный звон колокольчиков, посетители приходили в восторг. Правда, местные бабушки никак не хотели приобщаться к прекрасному и писали на Мостославского жалобы - то из-за сильного шума, то по причине открытой тут же "забегаловки", чьи клиенты не отличались интеллигентностью.
Музейное дело меж тем развивалось, а площадей не хватало. Мостославский давно приметил соседнее здание, аккурат за питейной "точкой". Построенное в XVIII веке, оно принадлежало купцу Вахрамееву, видело крестные ходы во главе с будущим патриархом Тихоном, приезд государя Николая II, а также белогвардейский мятеж. После революции дом надолго стал жилым. А пять лет назад его расселили и передали в муниципальную собственность, поручив приглядывать за памятником областному департаменту культуры.
У этих-то ведомств Джон Григорьевич и арендовал в конце концов двухэтажное здание. Однако быть постояльцем - одно, а совсем другое - хозяином. Поэтому родилась у Мостославского идея насчет приватизации дома.
Известны случаи аренды (под определенные условия) частными структурами памятников истории. Но в случае покупки новые владельцы должны, как минимум, выкладывать за реликвию даже областного масштаба нормальные деньги, реставрировать, давать гарантии ее сохранения. Мостославский заверил депутатов, что здание на Волжской набережной, 33, будет приведено в божеский вид и станет через пару лет очередным музеем. Это избранников вполне удовлетворило - ибо чем шире круг подобных учреждений, тем больше туристов и, следовательно, богаче городской бюджет.
Вопрос был только один - во сколько оценить бывший купеческий дом общей площадью в 370 квадратных метров. Но, видимо, Джон Григорьевич не утратил навыков гипнотизера. Во всяком случае, справка бюро технической инвентаризации гласила: дом стоит всего 50 тысяч рублей. А по информации областного департамента культуры, Мостославский уже инвестировал в реконструкцию здания 45,5 тысячи кровных. Сопоставив обе цифры, муниципалитет зачем-то вычел одну из другой - хотя все вложенные деньги пошли не в городскую казну, а на ремонт дома, то есть, по сути, стали инвестицией Мостославского в свою собственность.
Вот так и появились четыре с половиной тысячи рублей, которые новому хозяину следовало заплатить за приватизацию. Иными словами, каждый метр памятника истории на Волжской набережной обошелся Джону Григорьевичу в 12 "деревянных". А уж гектары прилегающей к дому территории достались ему и вовсе бесплатно.
Никто не против появления новых частных музеев или укрупнения существующих. Беречь и развивать культуру может и должен каждый гражданин, включая Джона Мостославского. Но мыслимо ли приватизировать общее, по определению, достояние - культурные памятники? Во-первых, "частную" реликвию можно арестовать за долги и пустить с молотка. Во-вторых, никто не знает, как через годы распорядятся домом-музеем преемники и наследники новых хозяев. Ко всему решение ярославских депутатов создает и вовсе прецедент бездумной приватизации зданий по смешным ценам. Теперь надо ждать появления новых желающих приобрести по дешевке какой-нибудь очередной памятный объект в элитной части Ярославля: чем другие граждане хуже Мостославского? Разве что тем, что не работали иллюзионистами?
* * *
Мы связались с начальником отдела охраны и использования памятников департамента культуры и туризма администрации Ярославской области Александром Шиловским. Он сказал, что в настоящий момент документы на приватизацию подготовлены в его департаменте и отправлены в областной департамент Госимущества, где, по имеющимся сведениям, окончательное решение пока не принято.
КОММЕНТАРИЙ
Светлана Никифорова, юрист:
- В 1991 году был принят Закон "О приватизации государственной собственности", в котором прямо сказано: памятники истории, культуры и архитектуры приватизации не подлежат. Вроде бы вполне логичное решение. Но, согласимся, принято оно было без учета реалий нашей жизни, постоянного дефицита бюджетных средств. А ведь предметы, объекты старины далекой нуждаются в текущем и капитальном ремонте, в реставрационном обновлении и т.д. Именно поэтому в 1994 году появился Указ президента РФ N 2121, который в целях привлечения инвестиций в сферу реставрации объектов исторического и культурного наследия местного значения разрешил частным собственникам приобретать такую недвижимость, обязывая их содержать ее в надлежащем порядке и в соответствии с требованиями охранного обязательства.
Кроме того, Указом установлено, что приватизация этих памятников истории и культуры разрешается только по согласованию с Государственным комитетом по управлению имуществом РФ и Министерством культуры РФ.
Если упомянутый в газетном материале г-н Мостославский все эти условия выполнил, то сделка должна быть признана законной. Иное дело - стоимость памятника культуры. Но это уже вопрос другого порядка, и, видимо, он должен адресоваться непосредственно ярославским властям, местным органам правопорядка.