БУДУТ БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ?

Выступая перед деловыми кругами Франкфурта-на-Майне, признанного финансового центра не только в Германии, но и Европе, Юрий Лужков сделал характерный жест и спросил: "Господа, как вы думаете, что означает этот знак?" Не дожидаясь ответа, пояснил: "Это значит - мэр умер. Живой мэр все время ищет деньги", - и выразительно, словно пересчитывая ассигнации, зашевелил пальцами.

В живости самого московского мэра немцам представилась возможность убедиться: предприниматели Дюссельдорфа встречали утром, глава Франкфурта-на Майне Петра Рот принимала гостя в обед, а ночевать он прилетел в Берлин, где провел в переговорах весь следующий день. Очевидно, это были не пустые хлопоты, так как прощались хозяева с гостем в основном словами: "До встречи в Москве!"
К главе самого крупного в стране "Дойче-банка" Юрий Лужков отправился узким кругом: сам, зам и глава одного из комитетов. Вопреки твердому правилу иметь дело только с коллегами-финансистами и коммерсантами, доктор Бройер лично встретился с главой российского региона. Но объяснение этому было: немецкий банкир и русский мэр, хоть и заочно, образно говоря, уже "ходили вместе в разведку". Именно глава "Дойче-банка" два года назад убедил напуганных российским дефолтом соотечественников не отзывать, как они намеревались, досрочно синдицированный кредит в 200 миллионов марок, выданных белокаменной незадолго до 17 августа. В итоге ей предоставили год, и Москва день в день рассчиталась с долгом.
Партнерские порядочность и надежность Москвы, в которых за время реформ не было ни одного повода усомниться, и открывают сегодня перед Лужковым двери денежных хранилищ Германии. Например, на экскурсию по небоскребу "Коммерц-банка" - третьего по величине в стране, его повела Петра Рот - первая женщина - обербургомистр за 1200-летнюю историю Франкфурта-на Майне. С высоты 53-го этажа она показала "нижнего" соседа - Европейский центральный банк. Глядя на клубы пара, окутавшие крышу этого 35-этажного здания, гость пошутил:" "Наверное, евро перегрелись". Дальше неугомонная госпожа Рот продемонстрировала сначала дамам - двум переводчицам и журналистке, а потом и Лужкову, самый "красивый в мире", по ее словам, мужской туалет, расположенный на 49-м этаже. Из него и правда открылся потрясающий вид... Спускаясь вниз, забрели в зимний сад. "У нас тут чудно растут цитрусовые", - похвалилась обербургомистерша. "А березки есть?", - поинтересовался Лужков. Услышав, что нет, пожалел: "На северной стороне можно посадить".
Как утверждают очевидцы, самыми искренними симпатиями Лужков и Рот как деловые люди прониклись друг к другу еще с первой встречи в 1997 году. Но сегодня Петре Рот этого мало: "Я хочу, - заявила она, - чтобы наша дружба переросла в дружбу наших городов". О гораздо больших масштабах сотрудничества, как выяснилось, мечтает и правящий бургомистр Берлина Дипген, наградивший в этот приезд московского коллегу специальной медалью ратуши за вклад в партнерство Москвы и Берлина. "Как известно, сегодня Германия перенасыщена капиталами, ей буквально некуда девать деньги, - объяснил тяготение к российской столице представитель Дипгена по делам России и СНГ Олаф Кюль. - С точки зрения выгодности вложения средств и возможности заработать Москва для нас - лакомый кусок". И в самом деле: из 15 миллиардов долларов, полученных столицей за годы реформ, 4 миллиарда - немецкие. А сколько капиталов привезли еще 1300 германских предприятий, работающих в Москве!
Единственное, что сдерживает инвесторов, открыто признавались хозяева, - страх перед хронической нестабильностью политической ситуации в России. Лужков попытался разрушить и этот последний ледок: "У нас сейчас появился президент, способный принимать и эффективно реализовывать решения".
Разумеется, и Москва заинтересована в притоке капиталов. Они нужны ей для нового толчка в развитии, интенсификации всей городской экономики. Вообще-то деньги для нее - не проблема, охотников дать кредиты полно, особенно процентов под 16, как берет федеральное правительство. Лужков против кабальных условий, которые могут стать для бюджета удавкой. Все эти годы Москва брала займы не дороже чем под 8-9 процентов годовых, и ни на йоту выше не намерена занимать и в будущем.
Новыми большими планами Лужков делился так, как будто миллиарды марок, необходимые для их осуществления, у него уже в кармане. "Москва остро нуждается в реконструкции давно ставшего архаичным международного аэропорта Шереметьево, - говорил он. - Я предлагал отдать его в ведение города еще Борису Ельцину, но он не поддержал меня. Сейчас я готов возобновить диалог с Владимиром Путиным, так как государству все равно еще долго будет не до него". По примеру Берлина московским властям не терпится приступить к программе санации панельных домов 60-х годов...
Поддержка, которую Юрий Лужков ощутил в ходе встреч, подтолкнула его на экспромт: он пригласил Петру Рот в декабре с ответным визитом. Цель - заключить между Москвой и Франкфуртом-на-Майне полноценный договор о сотрудничестве. Рот решила приурочить визит к открытию в Москве филиала "Коммерц-банка", строительство которого завершается.
А глава "Дойче-банка" Рольс Бройер и приглашения ждать не стал: сам вызвался приехать и тоже подписать соглашение с правительством столицы. Правда, раскрывать его суть обе стороны считают пока преждевременным. Я попыталась выведать у одного из членов делегации: "Будете денег просить?" и услышала в ответ: "Зачем? Сами дадут". Похоже, что это не шутка.