МОРЕ ПОКА ВЕРНУЛО ЧЕТВЕРЫХ

"13.15. Весь личный состав из 6, 7 и 8 отсеков перешел в 9-й. Нас здесь 23 человека. Мы приняли это решение в результате аварии. Никто из нас не может подняться наверх... Я пишу на ощупь" - такую трагическую записку нашли вчера наши моряки в кармане погибшего капитан-лейтенанта Колесникова. Пока только его тело, а также тела еще троих подводников сумели поднять водолазы с затонувшей атомной подводной лодки "Курск". Теперь точно известно, что смерть их была мучительной и долгой...

Первым в 15 часов 01 минуту в среду во вскрытый 8-й отсек "Курска" вошел водолаз мичман Сергей Шмыгин. На глубине его страховал капитан 2 ранга Андрей Звягинцев. Шмыгину вначале удалось осмотреть только кормовую часть огромного затопленного помещения. В сторону 7-го отсека в громоздком водолазном снаряжении протиснуться не удалось: ширина коридора между бортом и главным распределительным щитом крейсера всего 75-80 сантиметров. Зато водолазу удалось добраться до наглухо задраенной двери 9-го отсека. Первая попытка открыть ее не удалась. Со второй мичман все же пробрался и туда. Увы, в 9-м, где по боевому расписанию должны были находиться три подводника, в тот раз никого обнаружить не удалось. Шмыгину пришлось вновь возвращаться в 8-й отсек. И уже там водолаз обнаружил первые три тела. В специальном контейнере погибшие были подняты на борт платформы "Регалия". А оба вернувшихся наверх водолаза отправились на тщательный медико-психологический осмотр. По словам представителя штаба Северного флота, "первая группа водолазов держится неплохо, но видно, что ребятам пришлось очень тяжело, и не столько физически, хотя это немаловажно, сколько морально".
Следом к погруженному на дно "Курску" ушли глубоководники Дмитрий Семизаров и Юрий Гусев. Им выпало работать всего два с половиной часа - в ночь на четверг разыгравшийся шторм заставил прекратить попытки войти в лодку. Сила волн и на стометровой глубине была такова, что никак не удавалось удержать на месте закрепленные возле крейсера два глубоководных колокола, откуда водолазы выходили на работу.
Все же ко вчерашнему утру спасатели сумели найти и поднять наверх, на "Регалию", и четвертого подводника. Все вытащенные из пучины тела вертолетом отправляют в Североморск на опознание в специально созданный там патологоанатомический центр.
В штабе Северного флота сообщили, что спуски под воду ведутся с максимальным напряжением. Для усиления тех групп спасателей, что уходят в 8-й отсек, пришлось даже приостановить вырезку технологического отверстия в соседнем 7-м отсеке. А тех, кто этим занимался, направить на страховку работающих внутри атомохода. В отсеках "Курска" сейчас чрезвычайно сложно и опасно. Глубоководники ведут поиск тел фактически на ощупь: видимость не превышает 70-80 сантиметров.
НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ПЕРЕДАЕТ ИЗ ЗАПОЛЯРЬЯ
В Мурманске выпал снег. Для горожан это не стало неожиданностью, так как "белых мух" ждали давно, обычно они летят уже в начале октября. Зима запаздывает, что, впрочем, только на руку водолазам, работающим на месте гибели атомохода "Курск". Впрочем, местные жители утверждают, что погода будет только ухудшаться, а шторма лишь усиливаться.
... Водолазные работы в Баренцевом море обсуждаются в Мурманске везде, начиная с аэропорта. Многие полагают, что операция по подъему тел погибших моряков с борта подлодки специально была затянута до октября. Очень часто мои собеседники сходились во мнении, что тела всех погибших достать не удастся...
Иоланта Качаева.