Когда и Джеки Чан с могучим Арни не спасут

Почему провалился в прокате высокобюджетный российско-китайский фильм

Блокбастер стоимостью в 50 млн долларов (самый дорогой проект российского кино) уже провалился в Китае, где собрал менее 3 млн зеленых. В России дела идут бойчее. Фильм стал даже лидером проката на минувших выходных. Но итоговая касса фантазийного боевика, считают киноаналитики, составит примерно 5-6 млн долларов. Это провал.

Напомню, что «Тайна печати дракона» является негласным сиквелом фильма «Вий», который в 2014 году снял все тот же режиссер Олег Степченко. Там главным героем был английский картограф Джонатан Грин, волею судеб вовлеченный в мистические события на заброшенном украинском хуторе. В новом фильме англичанин телепортировался из Малороссии в Москву петровских времен. Здесь всем заправляет Алексашка Меншиков, предаваясь коррупционному беспределу и моральному разложению вместе с двойником Петра I и девицами легкого поведения. А настоящий царь томится в это время в лондонской тюрьме Тауэр, куда его непостижимым для зрителей образом упекли враги-супостаты.

Петр Великий, лицо которого заковано в железную маску (когда авторы позволят персонажу показать зрителям свое личико, он обернется актером Юрием Колокольниковым), делит тюремный быт с высокодуховным китайским мудрецом (Джеки Чан). Последний, являясь обладателем магической печати дракона, питается одними лишь лучами восходящего солнца, ненадолго проникающими в узилище сквозь тюремную решетку.

Охрану Тауэра возглавляет старый служака Джеймс Кук (Арнольд Шварценеггер), у которого есть любимая забава. Он предлагает заключенным покинуть каземат, если те сумеют одолеть его в кулачном бою. Но такого в истории тюрьмы еще не случалось. Разумеется, до тех пор, пока за дело не берутся китаец и русский — братья навек. Пока могучие старики Джеки Чан и железный Арни несколько тяжеловесно (все-таки возраст!) упражняются в разных единоборствах, включая шпаги, цепи и традиционный мордобой, русский царь сбегает из тюрьмы, прихватив пресловутую печать и соблазнительную жену картографа (Анна Чурина). И на русском корабле, приставшем к лондонской гавани, плывет почему-то не в Московию спасать трон от самозванцев, а в далекий Китай.

Туда же из Москвы направляется и картограф с китайским мальчиком, который на поверку оказывается вполне себе очаровательной китайской девушкой, а впоследствии и принцессой Китая. По прибытии в Поднебесную настоящая принцесса призвана разоблачить лжепринцессу, а на самом деле — злую ведьму-колдунью...

Невероятные события в этой нетленке громоздятся одно на другое, нить повествования без конца рвется и теряется, персонажи множатся в геометрической прогрессии. К челяди царского двора и узникам тюрьмы прибавляются обитатели Лондона, матросы «пьяного корабля», плывущие на судне запорожские казаки, время от времени дающие огневого гопака. А также летающие обезьяны и драконы, черные и белые маги, сборщики податей, механизированные киборги и электрические роботы, три брата-акробата, охраняющие правильную принцессу, и полураздетые фурии, охраняющие принцессу ложную. Наконец, многочисленный китайский люд, сбрасывающий в финале иго злой колдуньи и славящий великого дракона...

От лиц русских и иноземных звезд, мелькающих порой в бессловесных эпизодах, рябит в глазах. Недавно ушедший Рутгер Хаэур в течение одной минуты изображает английского посла, разъезжающего по Москве на санях, запряженных... свиньями. Кажется, Дмитрий Дюжев предстает в роли лжецаря. Павел Воля неубедительно и, к счастью, недолго прикидывается вороватым Меншиковым. Похоже, Андрей Мерзликин демонстрирует сеанс переодевания в женское платье, а уже упоминавшая Анна Чурина — в мужское. Александр Робак чуть более натурально выглядит в облике вечно хмельного боцмана. Джеки Чан и Арнольд Шварценеггер, мелькнув в зачине «Тайны», больше на экране не появятся, они были использованы для банальной раскрутки фильма.

Картина Олега Степченко воинственно эклектична. Режиссер использует русские сказочные мотивы и китайский фольклор. Авантюрные ходы классика Александра Дюма и модный нынче альтернативный взгляд на события истории. Киборги, кажется, прямиком пришли из «Робокопа». Любители «Пиратов Карибского моря» найдут в фильме Степченко перепевы саги про Джека Воробья. А китайская часть «Тайны» вдохновлена «Домом летающих кинжалов» и другими шедеврами великого китайского режиссера Чжана Имоу. И весь этот трэш, местами забавный, но чаще утомительный, временами живописный, но чаще аляповатый, смазан сверху толстым-толстым слоем майонеза, явной и скрытой рекламой которого сопровождается выход фильма на экраны.

На какую аудиторию рассчитан сей амбициозный по финансовым вложениям и сумбурный по сюжету и высказыванию фильм? Надо думать, в замысле предполагался некий образчик семейного кино. Но взрослым сказки про драконов и злых колдуний, скажем прямо, уже не по возрасту. А дети и подростки, с которыми я на утреннем сеансе смотрел фильм, элементарно не могли въехать в мутный, распадающийся на атомы сюжет, удержать в голове огромное количество событий, локаций, персонажей. А уж Петр I, сидящий в лондонской тюрьме в железной маске, способен и вовсе внести смятение в неокрепшие детские умы. Как и дракон, который, оказывается, не злое чудище, как в наших сказках, а воплощение справедливости, изобилия, добра, как принято в китайской культуре.

В Поднебесной, впрочем, фильм тоже не пошел. Возможно, еще и потому, что по сюжету Китай от злого ига помогает освобождать русский царь. Боюсь, для китайского национального самосознания это могло показаться слишком болезненной фантазией. Надо ли удивляться, что фильм в итоге провалился в обеих странах? А на международный прокат в этих условиях рассчитывать, подозреваю, не приходится...