Как заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, почти забытый «Буран» пригодится для разработки космолетов XXI века
В Нижнем Тагиле вице-премьер Дмитрий Рогозин сделал сенсационное сообщение: давно списанный и почти забытый «Буран» пригодится для разработки космолетов XXI века.
Завтрашняя авиационная техника, по оценкам специалистов, заполнит далекую стратосферу. В США, к примеру, серьезно занимаются проблемой освоения пространства на высотах более 20 километров. Там можно летать на огромных скоростях, что чрезвычайно заманчиво. Однако покорить новый высотный рубеж сложно: для самолета слишком мало воздуха, крылья не смогут удержать лайнер в полете, а для спутника, наоборот, даже мизерные остатки атмосферы сильно тормозят движение. Требуется создать новый вид летательных аппаратов — аэрокосмический самолет. И здесь очень пригодится опыт нашего «Бурана».
Он рождался в годы холодной войны. В 1972-м американский президент Ричард Никсон объявил о новой программе «Space Shuttle» для вывода вроде бы мирных грузов и астронавтов на орбиту. Через три года советские специалисты получили возможность детально ознакомиться с конструкцией космических челноков. И пришли к выводу, что такие американские корабли могут оснащаться ядерными боезарядами, а потому существует опасность нанесения сокрушительного удара по СССР. Это стало решающим доводом в пользу разработки собственного многоразового космического корабля.
Техническое задание выдали в ноябре 1976-го. А уже через девять лет был совершен первый испытательный пилотируемый полет «Бурана» в атмосфере. Еще через три года, 15 ноября 1988-го, советский многоразовый корабль без экипажа был запущен мощной ракетой «Энергия» на околоземную орбиту. Облетев два раза планету, «Буран» совершил посадку в автоматическом режиме, управляемый бортовым компьютером, на аэродроме Юбилейный космодрома Байконур. Американские шаттлы могли приземляться только при наличии в кабине астронавтов. Достижение «Бурана» даже вошло в Книгу рекордов Гиннесса.
После первого полета обсуждались два варианта: или провести еще одно испытание «Бурана» в автоматическом режиме, или сразу второй полет сделать пилотируемым. Один из космонавтов, проводивший испытания «Бурана» в атмосфере, поведал мне в неофициальной беседе, что корабль пока еще сыроват, требует дополнительных проверок и, возможно, доработки. В конце концов склонились ко второму полету в автоматическом режиме, причем «Буран» должен был пристыковаться к орбитальной станции «Мир».
Однако планам не суждено было сбыться. Советская экономика, обескровленная разрушительной гонкой вооружений, получила в конце 80-х годов еще и удар из-за падения цен на нефть. И в 1990-м работы по программе «Энергия — Буран» приостановили. А в 1993-м, уже при президенте Борисе Ельцине, программу окончательно закрыли. Главный аргумент был такой: нет задач, для решения которых нужна такая мощная ракета и многоразовый корабль...
Между тем и «Энергия», и «Буран» четверть века назад являлись техническим подвигом наших конструкторов, ученых. Это и гордость страны. Вспомним: стартовая масса корабля — 105 тонн, длина — 36,4 метра, высота — более 16 метров, грузовой отсек вмещал 30 тонн полезного груза при взлете и 20 тонн — при посадке. По ряду параметров наш «Буран» превосходил шаттлы.
Конечно, за прошедшие два с половиной десятилетия техника ушла вперед, и копировать «Буран» сегодня не имеет смысла. Но многие тогдашние технические разработки вполне пригодятся при создании будущих космолетов, которые смогут через стратосферу доставлять пассажиров, скажем, из Москвы в Америку за несколько часов. Возможностью более широкого освоения стратосферы занимаются также военные. Забытый «Буран» и здесь может оказаться очень полезным.