Один в лодке

Неугомонный Федор Конюхов хочет на веслах пересечь Тихий океан 

Федору Конюхову уже за 60, а все ему дома не сидится. Легендарный путешественник хочет покорить самый большой океан планеты – Тихий, причем совершить этот заплыв на весельной лодке и в одиночку. В декабре он отправится из Южной Америки и рассчитывает летом добраться до берега Австралии. «Труд» выяснил подробности уникального путешествия.

Накануне Федор Конюхов прилетел из Великобритании, где в мастерской города Ипсвич для него уже изготовили 9-метровую лодку из углепластика. 10 лет назад он уже пересекал океан, но тогда лодка была в полтора раза меньше. Углепластик позволил при сохранении веса значительно увеличить габариты и, следовательно, взять с собой почти 300 килограммов провианта и поклажи. С полной загрузкой вес лодки на старте путешествия составит около 600 килограммов.

– Экологи бьют тревогу по поводу загрязнения Тихого океана. Что вы об этом думаете?

– Это серьезная проблема. Я сам состою в австралийском сообществе экологов, которое защищает первозданную природу. По оценке специалистов, самый большой вред экологии океана наносят отходы в виде полиэтилена и некоторых других пластиковых материалов. Даже стеклянные бутылки, выброшенные за борт, не так страшны, поскольку стекло по химическому составу – тот же песок. Да и жестяную консервную банку соленая вода разъест довольно быстро. А вот пластик – это беда.

– Вы с собой возьмете только экологичную «тару»?

– На моей лодке будет специальный пресс, который все не подлежащие утилизации отходы под конец путешествия утрамбует вот до такого размера (Федор показывает куб высотой 40–50 сантиметров).

– А как будете пополнять запасы питьевой воды?

– Для опреснения воды есть агрегат, работающий на солнечных батареях.

– Вы проведете в океане более полугода. Сколько же нужно еды на столь длительное путешествие?

– Сейчас большой выбор сублимированных продуктов, очень калорийных. Это очень практично. На сутки достаточно трех пакетиков, плюс на десерт снэки – шоколадки или сушки.

Плюс буду ловить рыбу. Конечно, не сетью, а спиннингом на блесну.

– Как человек, принявший сан священнослужителя, вы должны соблюдать посты...

– Согласно христианским канонам, от соблюдения поста освобождаются путешественники и воины. При этом хочу напомнить, что праведники и пророки были аскетами, так что есть с кого брать пример.

– В океане много островов и, возможно, получится пополнить запасы?

– Этого не требуется. Мой маршрут рассчитан таким образом, чтобы миновать острова. Скажу больше: я постараюсь сделать так, чтобы не наблюдать землю даже издали. Потому что при большой волне опаснее всего находиться недалеко от суши – большой риск вместе с лодкой быть выброшенным на скалы. В открытом океане тебя лишь сильно укачает, но не более того.

– Откуда планируете стартовать?

– Тут есть определенные сложности. Я хочу отправиться из чилийского порта Вальпараисо, но в Чили существует особый порядок передвижения в прибрежных водах. Надеюсь, что нам удастся утрясти все нюансы. Если же не получится, то есть запасная точка старта с перуанского побережья.

– Оттуда несколько дальше до финиша...

– Проблема не в этом. Что бы про Пиночета ни говорили, но Чили сегодня – самое стабильное и спокойное государство в Латинской Америке. Перу – это, конечно, не Колумбия, но определенного рода опасения насчет обеспечения безопасности имеются.

– Вместо двигателя берете с собой только весла?

– Да, причем два комплекта. В штиль буду пользоваться длинными, а при большой волне – более короткими.

– Предстоит тяжелая физическая работа. Интересно, сколько раз надо ударить веслами, чтобы переплыть океан?

– Конструктор лодки Филипп Моррисон все подсчитал. На преодоление дистанции в 16,2 тысячи км мне предстоит выполнить около 4,5 млн гребков. Так я сейчас упорно тренируюсь дома, на специальном тренажере.

– Извините, Федор, но вам 61 год. А такие нагрузки под силу разве что действующим спортсменам.

– На самом деле мне будет уже 62 – старт намечен на 12 декабря, это мой день рождения. Конечно, возраст в каких-то компонентах будет играть против меня, но есть и сильные стороны: опыт, психологическая устойчивость. Я спокойно переношу одиночество. Молитвы скрашивают будни, а для разрядки разговариваю с пролетающими птицами, с тюленями или дельфинами.

– А почему вообще вы путешествуете в одиночку?

– Так проще. Однажды на регате шел вторым, и буря застала врасплох первый и третий экипажи. При подъеме со мной рядом погибали альпинисты. Я каждый раз тяжело переживал эти потери. А представьте, каково потом смотреть в глаза родственникам, если именно ты организовывал поход? Мне легче отвечать только за себя.

– Какие планы после того, как доберетесь до Австралии?

– Планы расписаны наперед, потому что организация путешествия требует длительной подготовки. Надеюсь, через год отправиться в поход через пустыню в Саудовской Аравии. Есть еще в планах водный маршрут из озера Титикака до притоков Амазонки и дальше по этой великой реке. Но так далеко пока лучше не загадывать.