Дима Шитиков служит на одном из самых престижных предприятий космической отрасли, во
Дима Шитиков служит на одном из самых престижных предприятий космической отрасли, во Всероссийском научно-исследовательском институте электромеханики имени А. Иосифьяна. Дима повар. Пошел на альтернативную службу по религиозным убеждениям, которые ему пришлось трижды доказывать в суде.
В августе альтернативщик Шитиков был в отпуске. Отдыхал с женой на море. Согласитесь, непривычно слышать такое о человеке, который проходит службу? Пусть и альтернативную.
В сентябре повар Шитиков к месту прохождения службы прибыл. Загоревший, отдохнувший, посвежевший. Заместитель директора НПП ВНИИЭМ Антонина Щедрина дала добро на встречу (объект-то режимный) и сразу пригласила меня в столовую, убедиться, что к службе он относится ответственно.
В меню значилось: "Щи крестьянские, суп картофельный, котлеты "Новинка", телапия в кляре, судак по-польски, компот, кисель и пирожки с капустой".
- Выбирайте, - предлагает Дима. - Все вкусно! Я же профессиональный повар, окончил училище. Не думал, что попаду на службу по специальности. Готов был на любую работу. После первого суда никто не знал, что со мной делать, куда направлять. Закон об альтернативной службе уже приняли, а инструкций и разъяснений к нему еще не было. Мне дали отсрочку на полгода. А потом опять вызвали в военкомат. В общем, долго я бегал. Предприятию вообще-то требовался подсобный рабочий, а когда узнали, что я повар, взяли на эту должность.
- А сколько длится рабочий день, есть ли выходные?
- На работу прихожу к 8 часам утра, заканчиваю к 5 часам вечера. Выходные, как у всех, суббота и воскресенье, каждый год полагается отпуск. Прошло уже два года службы, осталось еще полтора.
- Потом военный билет выдадут?
- Да, как тем, кто находится в запасе. Да вы кушайте, вот телапию возьмите, я рыбу очень люблю готовить...
Служить поваром в институте Диме нравится, он даже подумывает о том, чтобы остаться тут после "дембеля". Но почему таких, как он, - единицы?
Когда в 2004 году принимался закон об альтернативной гражданской службе, шума было много. Как будто полстраны новобранцев прямо сейчас готовы податься в альтернативщики, лишь бы не брать в руки оружие. Кого же, дескать, тогда поставим в армейский строй? Сегодня выяснилось, что желающих на АГС - кот наплакал. Не помогает даже снижение срока службы. С 42 месяцев он уменьшился до 21. И все равно призывников на АГС больше не стало.
Борис Демьянков, начальник отдела организации и контроля прохождения АГС Федеральной службы по труду и занятости в сердцах обронил:
- Нынешняя молодежь не хочет ни служить, ни работать!
Он приводит такие цифры: всего после введения в нашей стране альтернативной гражданской службы ее прошли более 3 тысяч человек, сейчас в России 1013 альтернативщиков, из них 29 несут службу в Москве. Это в то время как государству на АГС срочно требуется как минимум 8 тысяч человек. Одна Москва готова предоставить не жалких 29, а 400 мест для альтернативщиков. И некоторые даже с общежитием!
- Это совсем не обязательно дома инвалидов и приюты для стариков, где работать психологически трудно и зарплаты маленькие, - рассказывает Борис Константинович. - Тем, кто имеет образование, мы можем предложить вакансию библиотекаря, водителя, сантехника, монтажника. Требуется даже артист балета.
Выбирать место службы призывнику не позволят, откуда придет заявка - туда и отправят. Иногда новобранцы упрямятся.
- Сейчас из Казани отправляем танцора в Мурманск, есть для него и место, и общежитие, а он не хочет переезжать. Был еще один несогласный, - вспоминает Демьянков. - Работал экспедитором на ликеро-водочном заводе, а разнарядка на него пришла из сельхозпредприятия Минобороны. Он заартачился: "Не желаю для армии лук выращивать и цыплят кормить, это противоречит моим религиозным убеждениям!" А водку разливать, значит, не противоречит?! Закончилось это тем, что парень пошел служить в армию. Закон гласит: уклонился от альтернативной службы - иди на военную.
Антонина Щедрина, заместитель гендиректора НПП ВНИИЭМ, где служит Дима Шитиков, с Демьянковым спорит:
- Тот, кто хочет пойти на альтернативную службу, не может этого сделать. Закон предусматривает только две причины: принадлежность к коренным малочисленным народам и религиозные убеждения. Вот у меня список из 19 наших практикантов-шестикурсников из МИРЭА, МАИ, СТАНКИНа, других ведущих вузов, которые хотели бы пройти у нас альтернативную службу.
Они работают три года, знают технологический цикл, участвуют в серьезных разработках, которые повышают обороноспособность страны. Одним словом, это очень ценные кадры. Почему бы не разрешить этим ребятам проходить службу у нас? Если уж начистоту, то работа в космическом агентстве гораздо ближе к обороне страны, чем, к примеру, военная служба в каком-нибудь ансамбле песни и пляски.
Щедрина убеждена: в закон надо внести поправку и разрешить проходить АГС тем, на кого пришли заявки от уполномоченных предприятий. Хотя бы от тех, чья деятельность связана с безопасностью страны и ВПК.
Надежда на то, что закон изменится, у нее есть. А пока Щедрина собирается лично обойти все московские военкоматы, упасть в ноги военкомам и умолять об отсрочке для своих ценных кадров.
ЗДЕСЬ ВАС ЖДУТ
Коломенский аграрный колледж
ФГУП "НПП ВНИИЭМ"
Брянский химзавод
Казанский государственный пороховой завод
Кандалакшский дом-интернат для престарелых и инвалидов
Нижнетагильский "Уралвагонзавод"
Владимирская областная научная библиотека
Государственный центральный музей современной истории России
Национальный балет "Кострома"
Мурманская областная филармония