МАЛЕНЬКАЯ, ДА УДАЛЕНЬКАЯ
- Согласно рейтингу самых доходных инвестиционных инструментов, который ежегодно составляет финансовый журнал "Forbs", филателия занимает четвертое место с ежегодной доходностью 10 процентов в год, - заявил корреспонденту "Труда" председатель Союза московских филателистов Сергей Познахирко. - При этом ценные бумаги занимают в этом списке лишь пятую позицию.
По словам главного филателиста Москвы, даже советские марки среднего уровня способны принести прибыль в 10 - 15 процентов в год, а при правильно составленной коллекции - и все 25 процентов. В России о коммерческой стороне филателии стало известно сравнительно недавно. Тем не менее многочисленные российские коллекционеры быстро поняли выгоды, которые может приносить их хобби, и из бескорыстных энтузиастов превратились в прагматичных бизнесменов, которых в первую очередь интересует цена марки и перспективы ее роста.
ГДЕ КУПИТЬ
Пока главной проблемой нашего рынка является отсутствие традиций коммерческого общения между коллекционерами. Если в Европе и США проведение филателистических аукционов является широко распространенной практикой, то в России до сих пор коллекционеры совершают сделки в филателистических клубах и у себя дома.
- В российском законодательстве просто не предусмотрены возможности для цивилизованной торговли марками, - продолжает Сергей Познахирко. - Чтобы организовать аукционы, как за границей, необходимо, чтобы владелец марки был ее реальным хозяином и мог делать с ней все, что угодно - продавать, вывозить за рубеж. А у нас в стране только ввоз из-за границы марок разрешили в середине 80-х годов прошлого века. Вывоз же до сих пор под запретом.
КАК СОБРАТЬ КОЛЛЕКЦИЮ
Впрочем, собрать коллекцию можно, не посещая аукционов. Для этого существуют профессиональные дилеры, которыми обычно становятся бывшие филателисты, хорошо знакомые с этим бизнесом и имеющие свой резервный фонд - как в виде капитала, так и в виде коллекций. В их обязанности, помимо поиска интересующего образца, входят проверка его подлинности, оформление необходимых документов купли-продажи и доставка покупки заказчику. За эту работу профессионал берет от 5 до 15 процентов от стоимости заказа. Естественно, что дилеры предпочитают работать с клиентами, готовыми выложить за раз 10-15 тысяч долларов.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕННОСТЬ МАРКИ
Что касается цен на марки, то для экземпляров среднего уровня ориентировочной ценой становится каталожная стоимость. Для уникальных марок и марок редких серий принципы формирования цены индивидуальны и непредсказуемы. Случайная ошибка в надписи или искаженное изображение резко поднимают марку в цене, особенно если учесть, что бракованные тиражи обычно уничтожаются, а уцелевшие экземпляры сразу же объявляются раритетными.
САМЫЕ ДОРОГИЕ МАРКИ МИРА
Почтовая марка, отпечатанная на острове Маврикий в 1847 году, стоит на аукционах от 15 миллионов долларов. Сегодня в мире есть всего 28 экземпляров этого раритета.
Марка "Святой Грааль". Голубая одноцентовая марка 1868 года с изображением президента США Франклина. В мире есть только две такие марки. Нынешний владелец одного из экземпляров получил ее в обмен на другую уникальную марку - "Дженни", ранее приобретенную за 2,9 миллиона долларов.
Марка "Дженни". Блок из четырех марок, выпущенный в 1918 году в США. В процессе их производства был допущен дефект, в результате чего изображение аэроплана оказалось перевернутым.
Марка "Британская Гвиана". Красная одноцентовая марка 1856 года с обрезанными углами, имеющая вид восьмиугольника. Оценивается приблизительно в 1 миллион долларов.
СПРАВКА "ТРУДА"
Первая в мире марка появилась в Великобритании в 1843 году.
В России к печатанию марок приступили в 1857 году, причем первый тираж был поистине гигантским для той поры - 3 миллиона экземпляров.
Первыми филателистами в России были немцы, которые собирались в кафе в районе нынешней Лубянки.