ПОСЛЕ "ПОТОПА"

В ответ на вчерашнюю публикацию в "Труде" "В ожидании потопа" нижегородцы сказали дружное "нет" проекту поднятия уровня воды в Чебоксарском водохранилище. Общественное мнение отразили тысячи подписей под обращением к президенту и правительству РФ, которые экологи собрали на пикете за два часа.

В центре, на площади Минина и Пожарского, вдруг появились надувные резиновые лодки, а на соседних улицах молодежь агитировала против "проекта Чубайса и Грефа". Люди подходили и с удовольствием подписывались.
- Надеюсь, наш протест объяснит некоторым деятелям, что все серьезно, - говорит руководитель нижегородской экологической организации "Дронт" Асхат Каюмов. - Повышение уровня воды в Волге на пять метров не только затопит десятки деревень, но и окончательно превратит саму реку в озеро. Мы уже наблюдаем, как стерлядь уходит в Суру.
Самому Нижнему Новгороду подъем воды грозит оползнями, подтоплениями заречной части и исторических памятников, расположенных на Стрелке. Экологическим бедствием грозит размывание захоронений отходов химической промышленности под Дзержинском, откуда по Оке отрава неизбежно отправится в далекое путешествие к Каспию. По словам представителя движения "Поможем реке" Елены Колпаковой, размывание захоронений может случиться, если вода поднимется всего на два метра.
В планах РАО "ЕЭС России", поддержанных главой Минэкономразвития Германом Грефом, значится подъем уровня воды до пяти метров, что позволит извлечь максимум из возможностей недостроенной в советское время Чебоксарской ГЭС. В правительстве о проблемах знают и предлагают из федерального бюджета на защиту региона от воды 17 миллиардов рублей. Однако это только половина необходимой суммы. Еще столько же Герман Греф предлагает заплатить нижегородскому областному правительству.
В восьми деревнях Лысковского района Нижегородской области, которым грозит затопление, царит растерянность и уныние. Пять тысяч жителей говорят, что уходить им некуда. Глава администрации поселка Макарьев Алексей Козлов называет это состояние "народным смятением". В Макарьеве сегодня вспоминают весну 1979 года, когда вода плескалась у окон домов, и обещание тогдашних властей переселить всех в Лысково, исполнения которого люди ждут с 1981 года.
А что будет с Макарьевским Желтоводским монастырем? Простоявшие 400 лет стены не погрузятся в воду, но она подойдет к ним вплотную, превратив монастырь в остров. В отличие от Соловков или Валаама, он не имеет дренажной системы, а потому будет обречен на медленное погружение в болотную трясину. Как это случилось с былинным Китеж-градом.