Но жюри "Киношока" во главе с народным артистом СССР Владимиром Васильевым поступило иначе. Двумя главными наградами - за лучший фильм и за лучшую режиссуру - отмечены грузинские произведения. Соответственно картинам "Прогулка в Карабах" и "Тбилиси-Тбилиси". Триумф грузинского кино - иначе и не скажешь. А российские ленты в качестве соискателей главных наград даже не рассматривались...
- Почему? - спросил я у члена жюри, знаменитого сценариста Валентина Черных.
- Потому что фильмы в этот раз Россия выставила не очень убедительные. Например, "Прямохождение" Евгения Юфита не представляет сегодня, как мне кажется, ровно никакого интереса. Когда-то, на заре своей кинематографической юности, режиссер заинтересовал многих необычной стилистикой, где было много мистики, черного юмора. Но он эту стилистику "законсервировал", что ли, и сегодня его новый фильм смотрится наивно-провинциальным. Идем дальше. Действие картины Юрия Фетинга "Мифы моего детства" происходит летом 1961 года - этот момент режиссер подчеркивает особо. В апреле, как вы помните, Гагарин отправился в космос, но в "Мифах... ", претендующих на портрет времени, о Гагарине нет ни слова, а есть сексуально-криминальные страсти между юным мальчиком и взрослой женщиной. Я считаю, это просто неприлично. Что касается фильма "Замыслил я побег", поставленного по мотивам известного романа Юрия Полякова, то экранный вариант ленты заметно уступает ее телевизионной версии. Да и стилистически талантливый режиссер Мурад Ибрагимбеков, на мой взгляд, не сумел "собрать" фильм. В нем намешаны ироническая повествовательная манера, документальная хроника, гротесковость актерской игры...
- Что в грузинских фильмах есть такого, чего нет в тех же русских лентах?
- В грузинских картинах есть правда жизни, порой очень горькая, есть кинематографическая культура, обаяние, а главное, любовь и сострадание к людям, к своему народу, чего напрочь нет в представленных на конкурс российских лентах. Нищета и разруха, в которых пребывала Грузия на протяжении последних пятнадцати лет, не сказались, к счастью, на уровне и качестве грузинского кино. Оно, на мой вкус, стало даже более интересным, чем в советское время.
- Но оно стало другим...
- Преемственность, тем не менее, все равно чувствуется, хотя, вы правы, грузинское кино нынче стало менее поэтичным и более политизированным, социально острым. Например, никогда раньше в грузинском кино не показывали, что среди грузин могут быть воры, проститутки. Не было у них такого - все грузины были благородные князья да графья. А тут в картине "Тбилиси-Тбилиси" мы видим профессора, который торгует маргарином, юных бандитов, которые грабят нищенку, грузинского полицейского, который собирает "дань" с покрываемых им преступников. Это страшно, горько, но и художественно правдиво.
- В предыдущие годы в фильмах из ближнего зарубежья нередко проскальзывала мысль, что во многих бедах их стран виновата Россия. Теперь этого мотива практически не было слышно...
- Да, в странах ближнего зарубежья начинают понимать, что в своих проблемах они должны разбираться сами, а не валить все на соседей. Но я хотел бы взглянуть на эту проблему и с другой стороны. В картине "Поездка в Карабах", которой мы присудили главный приз, совсем не участвуют русские - они только вскользь упоминаются в одном эпизоде. В итоге эта яркая, интересная картина, на мой взгляд, не имеет шансов попасть в российский прокат. Все-таки трудно заинтересовать нашего массового зрителя чужими заботами и проблемами, пусть и очень острыми, болезненными, которым лично я сочувствую всей душой.
Знаете, кончилось время, когда интерес к той или иной национальной кинематографии внедрялся в России чуть ли не насильно. Сейчас режиссеры из стран ближнего зарубежья должны понять: если они хотят быть представленными в российском прокате, они должны делать фильмы, которые будут интересны и нашему зрителю. Без огромного российского кинорынка ни одна национальная кинематография выжить не сможет. Тут ни у грузин, ни у латышей, ни у киргизов иллюзий быть не должно...