ЧЕЛОВЕК, ДАВШИЙ ИМЯ ТЕАТРУ

28 сентября исполняется 90 лет со дня рождения великого театрального режиссера Георгия Александровича Товстоногова. В течение многих лет он возглавлял в Ленинграде Большой драматический театр, которому после смерти мастера присвоено его имя. Сегодня хотелось бы поговорить о том, каким был мастер не только в театре, но и в обычной жизни. Своими воспоминаниями с корреспондентом "Труда" поделился Рудольф Фурманов, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Санкт-Петербургского театра "Русская антреприза" имени Андрея Миронова.

- Рудольф Давыдович, когда пересеклись ваши пути с Товстоноговым?
- Я сотрудничал со знаменитым актером Николаем Константиновичем Симоновым и однажды предложил Георгию Александровичу поставить с ним спектакль "Царь Эдип". Оба мастера загорелись идеей, но что-то не получилось по срокам. А накануне 70-летия Товстоногова я предложил устроить его творческие вечера в Москве, в зале "Россия", и Ленинграде, на сцене Октябрьского зала. Вечера прошли прекрасно. На афише Георгий Александрович поставил и мое имя, оценив мой труд как соавтора сценария и постановщика.
- А банкеты после вечеров были столь же шикарными, как в наше время?
- Сегодня то и дело празднуют свои юбилеи звезды эстрады, стремясь перещеголять друг друга в помпезности, - трудно представить те, прошлые, юбилеи. Но я помню юбилей потрясающего актера Николая Константиновича Симонова, когда после спектакля "На дне" в маленькой гримерке собрались народные артисты, цвет советского театра, и отметили событие водочкой, селедочкой, колбаской. С Товстоноговым же после юбилейного вечера в "России" мы вдвоем сложились по сто рублей и пригласили артистов за кулисы за весьма скромный стол.
- А как выглядели творческие вечера Товстоногова?
- Вначале он говорил несколько слов о театре, творческих планах, а потом отвечал на записки из зала. Я безумно жалею, что не записывал на диктофон его ответы. Я устраивал также концертные программы Товстоногова с участием в сценах из спектаклей ведущих артистов БДТ. В этом случае режиссер отдавал пальму первенства артистам, а сам мог предстать в необычном качестве - например, читал свое любимое стихотворение "Синий цвет" грузинского поэта Бараташвили.
- В семье Товстоноговых было принято называть друг друга ласковыми именами. Родную сестру режиссера Нателу Александровну звали Додо, Додошка, ее мужа, народного артиста СССР Евгения Алексеевича Лебедева, - Женя, а самого Георгия Александровича - Гога.
- Я никогда в жизни не называл Георгия Александровича Гогой. Но за глаза его действительно так называли все. Вахтерши сообщали не со страхом, а с любовью: "Гога пришел в театр!", народные артисты говорили: "Гога начал репетицию"...
- Билеты на любые спектакли БДТ в ту пору спрашивали по всей Фонтанке, интерес к театру был просто невероятный, и это не могло не настораживать партийных лидеров...
- Его постоянно звали работать в Москву, возглавить один из столичных театров. В Москве в ту пору все-таки полегче дышалось - не было такого партийного прессинга, как в "колыбели революции". Останавливала Товстоногова, пожалуй, только любовь к своим актерам. Несмотря на всю жесткость внутритеатральной политики, он просто обожал свою труппу. И страдал, когда пришлось расстаться с Татьяной Дорониной из-за ее замужества и переезда в Москву. С Сергеем Юрским - из-за того, что прекрасного актера "запрещал" всесильный первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Романов. Георгий Александрович просто по-человечески очень переживал такую несправедливость.
- Известно, что в театре Товстоногов был диктатором, знаменитых актеров держал в строгости. А каким он был в общении вне театральных стен?
- Великолепным, добрым человеком. Однажды, перед выступлением Товстоногова в Ленинградской капелле, Натела Александровна меня предупредила: "У нас радость, Гога бросил курить!" Я порадовался такой силе воли, у него было плохо с ногами, врачи давно уговаривали отказаться от курения. Но, зайдя в грим-уборную, я учуял запах дыма: "Георгий Александрович, вы же бросили курить!" Он посмотрел на меня, а сам украдкой спрятал руку с сигаретой за спину: "Кто вам сказал, что я курю!" - "Но дым-то идет!" - "Дым? Наверное, Капелла горит! Придется отменять концерт!" Надо было видеть его озорные, мальчишеские глаза...
Но никакие силы не могли заставить его изменить своим принципам - ни правительственные указы, ни родственные связи. Когда актриса театра имени Ленсовета Инна Кондратьева вошла в его дом, сестра Товстоногова Натела Александровна по-дружески предупредила, что статус жены вовсе не сулит главных ролей в театре у мужа. Так и получилось - Кондратьева хотела играть в "Иркутской истории", а ее супруг назначил на роль героини Доронину.
- Его личная жизнь была ведь непростой, бурной...
- Первой его женой еще в Тбилиси была актриса, красавица Саломея Канчели. После развода Георгий Александрович взял себе двух сыновей - Сандро и Нику.
- У Товстоногова была необычная семья. Они жили под одной крышей вместе с сестрой Нателой Александровной и Евгением Алексеевичем Лебедевым со своими сыновьями...
- Когда в 1949 году Товстоногова пригласили переехать из Тбилиси в Ленинград и возглавить театр, Додо училась в Москве, в медицинском институте. И Додо вместе с братом и мальчиками переезжают в Ленинград. Сначала жили в общежитии театра, позже получили квартиру. В то же общежитие переехал и Евгений Лебедев, приглашенный Товстоноговым работать вместе. Великий режиссер был абсолютно беспомощным в быту, и Лебедев очень помогал Додо управляться с мальчиками и по хозяйству. Додо и Евгений Алексеевич полюбили друг друга и поженились. Семейная история складывалась так, что Георгий Александрович не мыслил себе дома без Додо, для детей она была мамой, и, когда у Додо и Евгения Алексеевича родился сын, положение не изменилось. Получив рядом две квартиры, они прорубили дверь и жили одной семьей.
При этом Георгий Александрович всегда увлекался красивыми женщинами, умел красиво ухаживать. Появление жен положения в доме не меняло - сестру не мог заменить никто.
- Старший сын Товстоногова, Сандро, театральный режиссер, ушел из жизни в 2002-м, на 59-м году жизни... А где сейчас Ника? Чем знамениты внуки режиссера?
- Младший сын в Израиле. Один из внуков Товстоногова - его полный тезка Георгий Александрович - сейчас подающий надежды режиссер, одной из его недавних премьер стала "Пышка" в МХТ имени Чехова.
- Говорят, Георгий Александрович обожал машины...
- Мальчишеской мечтой всей его жизни был хороший автомобиль. Наконец, в 1984 году он купил в Германии серебристый "Мерседес", естественно, подержанный. Вскоре он оставил обновку на Фонтанке у главного входа, и с капота тут же вывернули фирменную эмблемку "Мерседеса". Мастер просто плакал. Но директор театра нашел выход: позвонил на Кировский завод, там сделали все один в один, но по-советски - с резьбой! Надо было видеть, как грациозно Георгий Александрович выходил из машины, вынимал из кармана чистый платок, заворачивал эмблемку, клал в карман и с неизменной сигаретой шел на репетицию. После репетиции разворачивал платок, вкручивал эмблемку и ехал домой.
- По легенде, Товстоногов не раз говорил, что он умрет за рулем автомобиля...
- Действительно, узнав о смерти актера Бабочкина, который умер за рулем, Товстоногов сказал: "Умер, как мужчина. Можно позавидовать". Георгий Александрович тоже умер за рулем. Это случилось в день сдачи спектакля "Визит старой дамы", 23 мая 1989 года. Накануне дня рождения Додо. А перед этим я, обеспокоенный тем, что Георгий Александрович в последнее время плохо себя чувствовал, посоветовал отправить его в санаторий под Ленинградом. Там отдыхал и Даниил Гранин. На протяжении двух недель, навещая мастера, я невольно становился участником их с Граниным разговоров. Георгий Александрович вспоминал многие эпизоды своей жизни. Так, рассказал, как в конце 40-х годов его позвали поехать на дачу с какой-то компанией. Собирались высокие чины, намечалась развеселая гулянка, но что-то его удержало. Потом оказалось, что все, кто поехал на дачу, были арестованы. Георгий Александрович был верующим человеком, и, помню, сказал: "Меня Бог хранил".
В тот последний его день я зашел к нему в кабинет, и он тихо спросил меня, не смог ли я после спектакля поехать вместе с ним по магазинам выбрать подарок Додошке, ведь у нее завтра день рождения. Худсовет после просмотра "Визита старой дамы" сильно затянулся. Ко мне подошел Олег Валерианович Басилашвили и сказал: "Пошли, отметим чуть-чуть, все-таки я сыграл главную роль". А живет он рядом с театром. Я предупредил всех, что вернусь, когда закончится худсовет. Но, когда позвонил от Басилашвили в театр, меня огорчили: "Только что уехал!" Это случилось на Марсовом поле, при повороте на Кировский мост. Мы с Олегом рванули туда. Но не успели. Отпевали его в той же церкви, где и крестили когда-то.
- После ухода мастера удалось ли сохранить в БДТ товстоноговскую атмосферу?
- Недавно был отмечен 80-летний юбилей Кирилла Юрьевича Лаврова, который после кончины Георгия Александровича встал у руля БДТ. И когда Лавров во время юбилея говорил о своем учителе , чувствовалась огромная благодарность мастеру. Знаете, как бывает: великие уходят, а их сменяют люди, которые начинают тянуть одеяло на себя. В Большом драматическом же Товстоногов по-прежнему Бог театра.