В предложенных президентом поправках в уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, а также в Кодекс об административных правонарушениях делается упор на расширение экономических санкций за совершение экономических преступлений. То есть, по мнению главы государства, нам незачем заполнять тюрьмы и лагеря теми, кто не посягал на жизнь и здоровье других людей, не совершал преступлений против основ государственности и т.д. "Вор должен сидеть в тюрьме" - фраза, конечно, знаменитая и хлесткая, но помогает ли этот принцип реальной борьбе с преступностью? Ведь вся мировая (и наша, отечественная) практика свидетельствует даже не о "нулевой", а о резко отрицательной роли тюремных нар в воспитании отправленных на исправление "сидельцев".
Однако, чтобы и вору жизнь медом не казалась, президент предлагает весьма существенно увеличить размер штрафов, налагаемых за экономические преступления: до 1 млн. рублей (по нынешнему курсу - около 33 тысяч долларов) либо в размере заработной платы (или иного дохода) за период до пяти (!) лет. Конечно, кому-то и миллион рублей с учетом нынешнего масштаба воровства может показаться мизером. Но ведь если речь идет о проворовавшемся крупном бизнесмене, то его "иной доход" может составить и десятки, а то и сотни миллионов долларов в год. В этом случае и наказание получается совсем не маленьким.
Кстати, идея о более активном применении штрафов за экономические преступления в свое время была выдвинута именно бизнесменами на одном из заседаний Российского союза промышленников и предпринимателей. После чего глава РСПП Аркадий Вольский заговорил о необходимости внедрения в правоприменительную практику крупных денежных залогов, при помощи которых предприниматели могли бы избегать такого же отношения к ним со стороны следствия и прокуратуры, как к насильникам и убийцам.
Правда, речь в данном случае шла скорее о методах органов предварительного следствия, которое зачастую пользуется тюремными нарами в качестве психологического, а то и физического давления на подозреваемых и обвиняемых. И это несмотря на то, что даже высшие руководители государства уже неоднократно критиковали такую практику. Надо надеяться, что внесенные президентом поправки в уголовно-процессуальное законодательство помогут решить и эту проблему.
Есть еще один плюс в расширении практики штрафного наказания виновных в экономических преступлениях - это показал опыт Германии и других развитых стран. Замена тюрьмы на выплату крупных сумм в пользу общества приводит к тому, что казна получает немалый доход - вместо того чтобы тратиться на содержание уймы людей в местах не столь отдаленных. А в наших условиях внедрение "штрафного законодательства" могло бы сделать наказание за экономические преступления не только более гуманным, но и более неотвратимым. Ведь на сегодняшний день, по словам председателя Счетной палаты Сергея Степашина, в недавно созданный Комитет по финансовому мониторингу уже поступило около 1 млн. сообщений о сомнительных операциях. Из них лишь 13 тысяч было переправлено в правоохранительные органы, которые возбудили всего 13 уголовных дел. И ни одно из них не завершилось вынесением обвинительного приговора...