Страсбургские парламентарии посчитали, что у России нет достаточных юридических оснований для проведения антитеррористической операции против чеченских боевиков, обосновавшихся в Панкисском ущелье. Отметена статья 51-я Устава ООН, гарантирующая любому государству право на самооборону в случае агрессии извне.
Глава российской делегации в ПАСЕ Дмитрий Рогозин не скрывал своего разочарования: резолюция, которую он охарактеризовал как "протеррористическую", ни в малейшей степени не учитывает того, что с территории Грузии фактически ведутся боевые действия против Российской Федерации Рогозин, ответственно заявивший, что "Грузия - это государство, которое активно спонсирует терроризм", жестко аттестовал и своих коллег по ПАСЕ: "У большинства европарламентариев психология людей, которые готовы сдаться в плен еще до объявления войны".
России в очередной раз указали на ее место в неписаной мировой иерархии. Даже если и признается наличие связей между чеченскими боевиками и воинственными исламистами, в том числе и боевиками "Аль-Каиды", Россия не может следовать примеру Соединенных Штатов, уничтоживших режим талибов в Афганистане как угрожающий их национальной безопасности. Вновь торжествует двойной стандарт.
На этом фоне вторая резолюция о судьбе калининградского эксклава смотрится почти как благодеяние. ПАСЕ "приговорила": "Благоприятный режим перемещения между государствами - членами Совета Европы должен быть обеспечен вне зависимости от приема государств в Евросоюз". Словосочетание "благоприятный режим" расшифровывается следующим образом: визы для российских граждан, которые захотят пересечь территории Польши и Литвы, вступающих в Евросоюз, должны быть дешевыми, многократными и многогодовыми (на срок до пяти лет). Отвергнута как первоначальная позиция Москвы - никаких виз вообще, так и идея условно именовавшаяся "запломбированный вагон", предполагавшая создание транспортного коридора, автобусного и железнодорожного, для перевозки российских граждан.
В общем и целом позиция ПАСЕ, особенно мнения отдельных парламентариев, говоривших о желательности "режима привилегированных виз в соответствии с Шенгенскими соглашениями" (депутат от Исландии Лара Рагнарсдоттир) или о том, что Польша "заинтересована в введении безвизового режима поездок" (глава польской делегации Тадеуш Ивинский), в целом устроила российских посланцев в Страсбурге.
Эксперты юридической комиссии ПАСЕ допускают возможность беспрепятственного проезда из Калининградской области в Россию, в том числе и без виз, после расширения Евросоюза - "при наличии определенных гарантий заинтересованных сторон". Но с юристами не всегда считаются. Тем более что конфликтный вопрос о судьбе Калининграда, и это становится все более очевидным, носит в первую очередь политический и экономический характер - в какую сторону, на Запад или на Восток, будут смотреть через 15 - 20 лет жители этого географически оторванного от материка края?