ОЧЕВИДНОЕ И НЕ ОЧЕНЬ
Есть ли разница между разведчиком и шпионом? Как говорится, с чьей стороны посмотреть. Но вроде бы в последнее время договорились считать их почти синонимами. А между разведчиком и дипломатом? По крайней мере официально первый нередко выступает в роли второго и никогда - наоборот.
В истории, однако, немало примеров, когда самая что ни на есть публичная профессия писателя совмещается с самой что ни на есть скрытной профессией шпиона. Или, если хотите, разведчика.
Так что некоторых писателей вполне можно было бы назвать не инженерами, а разведчиками человеческих душ, невидимыми бойцами литературы.
И ШЕКСПИРОВСКИЙ ФИНАЛ
Английскому драматургу Кристоферу Марло, современнику непревзойденного Уильяма Шекспира и даже его одногодку, возможно, была уготована не менее блестящая литературная судьба, если бы он не погиб в 29 лет: при загадочных обстоятельствах Марло злодейски убили ударом ножа. Драматург успел оставить после себя несколько талантливых пьес, в том числе "Трагическую историю доктора Фауста", что дало основание приписывать его перу некоторые ранние пьесы Шекспира.
Внезапная смерть Марло в расцвете лет, причем в духе шекспировских трагедий, - результат головоломных интриг английской секретной службы, агентом которой он являлся. Возможно, произнес не ту реплику.
История мировой драматургии с древних времен до наших дней доказала, что даже самым знаменитым авторам не дано прочитать пьесу своей жизни. Как не дано знать, какие исправления внесли в ее текст секретные службы.
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ПОЗОРНОГО СТОЛПА
Реальные приключения автора романа "Робинзон Крузо" Даниэля Дефо своей головокружительностью могут поспорить разве что с поворотами судьбы придуманного им героя. В молодости Дефо за острый памфлет попал в тюрьму, трижды стоял у позорного столпа, что позволило со знанием дела написать "Гимн позорному столпу". Затем в течение десяти лет он был организатором и главой секретной службы Англии. Внес много нового в совершенствование шпионского ремесла, которое пытался приблизить к искусству.
Свидетельства его успехов на этом поприще, включая смелые проекты создания всеохватной шпионской сети, пылятся в архивах и интересуют сегодня в лучшем случае узких специалистов. Его же "Робинзона Крузо" - книгу на все времена - знает весь мир.
Время географических открытий давно в прошлом. Другое дело архипелаг под названием "Секретные службы". Здесь еще много неоткрытых островов, которые ждут своих робинзонов.
ШЕРШЕ БОМАРШЕ
Пьера Огюстена Бомарше, автора "Севильского цирюльника" и "Женитьбы Фигаро", с большой натяжкой можно назвать профессиональным шпионом, хотя он нередко ввязывался в разного рода авантюры. Подобно неунывающему персонажу своих комедий, метался между Лондоном и Парижем, Парижем и Веной ("Фигаро здесь, Фигаро там"), выполняя деликатные поручения королей Людовика XV и Людовика XVI. Переодевания, бешеные скачки, разбойники, интриги... И почти всякий раз Бомарше оказывался у разбитого корыта: ни денег, к которым он так стремился, ни признания.
Что ни говорите, а муза комедии Талия - дама ревнивая и насмешливая. Невольно вспоминаешь о ней, когда видишь комедии с массовой ловлей шпионов, поставленные современными спецслужбами.