ЗНАКОМЫЕ ЛИЦА В НОВОМ ГРИМЕ

Вот и начался новый телевизионный сезон. При том, что по традиции заветным рубежом считается 1 сентября, не все каналы поспешили к этому сроку обрадовать нас новинками. Наверное, лишь к началу, а то и к середине октября окончательно сформируются контуры сезона. Но уже сейчас, судя по вышедшим в эфир премьерам, можно сделать некоторые, пусть и предварительные, выводы.

Первое, на что обращаешь внимание: многие авторы, перейдя с одного канала на другой, вынуждены были придумать себе новые программы или по крайней мере существенно обновить старые. Скажем, оставшийся без передачи "Тушите свет" Лев Новоженов "сочинил" на НТВ "Большой секрет для маленькой компании", а Юлия Меньшова вместо "Я сама" теперь выходит с программой "Продолжение следует..."
Надо признать, что НТВ начало сезон не только раньше, но и, пожалуй, активнее других каналов. Несмотря на упорно циркулировавшие летом слухи, будто от информационно-публицистического направления новая команда энтэвэшников резко повернет в сторону "развлекаловки", ничего подобного не случилось. Число и качество выпусков новостей здесь, вопреки прогнозам поклонников "старого" НТВ, не убыло, "Герой дня" остался в сетке вещания, а к ним добавились еженедельные "Намедни" Леонида Парфенова и "Свобода слова" Савика Шустера.
Парфенов уже в анонсах заявлял, что его программа в отличие от ей подобных будет не про то или другое, а "про интересное" И, действительно, многое в воскресных выпусках "Намедни" воспринимается неожиданно и смело - как по подаче материала, так и по сути. В сравнении с устоявшимися скучноватыми канонами жанра еженедельной публицистической программы, где все неспешно и взвешенно, кое-что в "Намедни" выглядит, пожалуй, даже экстравагантно. Скажем, в минувшее воскресенье репортаж о визите Иоанна Павла II в столицу Казахстана Астану, прежде носившую имя Целиноград, завершился лихой формулой: "Папа Римский, покоряющий целину". Одновременно "Намедни" предлагает и серьезную (с риском соскользнуть даже в тяжеловесность) рубрику "Кому принадлежит Россия?", посвященную "десятилетию капитализма" в нашей стране. В последний раз в ней рассказывалось о "королях выпивки и закуски", при этом острые словечки не помешали внятному историческому и экономическому анализу ситуации в пищевой промышленности.
"Свобода слова" пока не может похвастать такой же цельностью и творческой яркостью. Может, потому, что первые выпуски посвящались нежданно свалившейся на всех проблеме мирового терроризма, где повторов избежать сложно. Пока что, мне кажется, Шустер не очень удачно подбирает четырех основных своих гостей: больно уж ангажированы некоторые из них и в дискуссии явно "тянут одеяло на себя".
Самое интересное в программе - завершающие ее высказывания обычных зрителей, собравшихся в студии. Каждому из них, правда, дается лишь по 30 секунд. Но они успевают обычно в прямом эфире высказать важные, порой неожиданные мысли, после которых предшествующие словопрения кажутся пустоватыми. Это, кстати, отмечают и датчики в руках зрителей в студии, следящих за накалом дискуссии. Кривая "увлекательности" редко когда ползет вверх, топчется возле нулевой отметки, а то и опускается ниже нее.
И еще две премьеры НТВ - "Внимание, розыск!" и "Просто Марина" - выходят в прямом эфире. Первая из них тоже из "вынужденного" репертуара, она заменила перешедшую на ОРТ передачу Н.Николаева "Независимое расследование". К сожалению, программа еще только ищет свое лицо. Даже режиссерские "штучки" из "Расследования" тут повторяются один к одному.
С передачей "Просто Марина" дело еще сложнее. Громадное по телевизионным меркам время занято, если не выбирать выражений, "просто трепом", который ведут писательница Марина Юденич и ее гости. Чаще всего это, видимо, приятельницы ведущей, недаром она с ними на "ты". И темы подобраны соответствующие, их дамы обычно обсуждают как бы от нечего делать: о ненайденных кладах, о вере в гадалок, о чудесном воскрешении после клинической смерти. Прямой эфир тут не нужен вовсе: нет ни телефонных звонков в студию, ни тесной привязки к "текущему моменту". Видимо, "прямая говорильня" - единственно возможный здесь вариант: ведь при монтаже большую часть прозвучавших текстов любой режиссер выбросил бы в корзину...
Не хотел бы, чтобы мои высказывания кто-то воспринял как хулу в адрес прямого эфира как такового. Он всегда был ведущим в практике крупнейших мировых каналов, а у нас долгое время находился в загоне, поскольку в советскую пору мешал осуществлять контроль над эфиром. Но времена переменились, цензура канула в Лету, а страх перед прямым эфиром остался.
И приятно, что в этом сезоне в репертуаре разных телеканалов все больше становится программ, использующих прямой эфир. Правда, многие из них пока что выходят "комом". Их авторы с трудом овладевают этим искусством: самое простое с первого взгляда на самом деле оказывается весьма сложным.