ЛИПЕЦКИЕ КОНТРАСТЫ

Главная площадь Липецка носит двойное название: Ленина-Соборная. На площади высятся два исторических антагониста - Христорождественский собор и каменный монумент Ленина с протянутой рукой. Собор - действующий, все как и полагается: бабульки в платочках, нищие на паперти. Постамент безмолвного Ильича украшен увядшими цветами. А еще на площади возвышается здание областной администрации, в котором во время своих приездов из Москвы заседает вице-спикер Совета Федерации, липецкий губернатор Олег Королев. Словом, весь жизненный уклад Липецка построен на контрастах и противоречиях.

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ
Липецкая область возникла в 1954 году. Советская власть попросту отрезала по ломтю от близлежащих областей. От Орловской - старинный Елец, который начал вести свою летопись ровно на год раньше первопрестольной. От Воронежской области новому административно-территориальному образованию вместе со всеми церквами перепал Задонск - Мекка православия. От Тамбовской - собственно сам Липецк и узловой железнодорожный городок с красноречивым названием Грязи. Нечистое имя, по легенде, этот районный центр получил из уст Петра Первого. Якобы император, объезжая российские владения, увяз здесь по колено и изрек нечто насчет изобилия грязи.
Вообще в Липецкой области очень многое связано с именем Петра. В одном из сел высится памятник его коню, по преданию, сломавшему ногу на непроходимых липецких дорогах. Кстати, нельзя сказать, чтобы дороги в Липецкой области с тех пор разительно изменились.
Еще одно свидетельство о Петре Первом - металлический слепок его руки, хранящийся в липецком музее. Как гласит легенда, царя-реформатора что-то вывело из себя при посещении литейного производства, и он в сердцах хлопнул ладонью по заготовленной земляной форме. Смекалистые крепостные литейщики заполнили отпечаток кипящим металлом, увековечив тем самым императорскую длань на века. Но более серьезных доказательств тому, что Петр Великий когда-либо бывал на липецкой земле, нет. Что, впрочем, не помешало липецким властям три года назад установить в городе 17-тонный бронзовый памятник Петру Первому работы известного скульптора Вячеслава Клыкова, чей "Маршал Жуков" высится в центре Москвы. Единственное, в чем не сомневаются историки, это в том, что металлургическое производство в Липецке возникло с легкой руки Петра. Именно он подписал указ о строительстве "Липских железоделательных заводов". Те заводы давно остались в истории, а основным бюджетообразующим предприятием области является сегодня Новолипецкий меткомбинат.
ГОРОД МЕТАЛЛУРГОВ
С Новолипецким металлургическим комбинатом так или иначе связана судьба половины горожан. Да и сама инфраструктура Липецка в советские годы развивалась вслед за наращиванием темпов производства металлургического гиганта. Город поглощал ближайшие села, жители которых, собственно, и становились горожанами, пополняя ряды работников комбината. Отсюда менталитет липчан: летом в выходные город вымирает. Каждая вторая семья, вооружившись садовым инвентарем, устремляется на свои загородные участки. В летний сезон цены на овощи в Липецке ниже московских в полтора-два раза. Благодаря повальному увлечению горожан выращиванием картофеля.
Все мало-мальски крупные заводы города - тракторный, трубный, "Свободный Сокол", "Центролит" были привязаны к металлургии. Сейчас все эти предприятия переживают не лучшие времена. В отличие от НЛМК, который не только выжил в серьезных испытаниях рынком, но и по-прежнему входит в число крупнейших российских компаний.
Профессиональный праздник металлургов здесь отмечает весь город: НЛМК продолжает оставаться бюджетообразующим предприятием не только Липецка, но и области, формируя более 60 процентов всех бюджетных поступлений. Оклады рабочих на комбинате вдвое-втрое превышают средний заработок по области. 10-го и 25-го числа каждого месяца, когда на НЛМК выдают зарплату, липецкие торговцы ждут с нетерпением: в эти дни магазины и палатки распродают столько товаров, сколько в обычные дни не удается реализовать за неделю.
С выплатой зарплаты на НЛМК перебоев нет вот уже три года. В Липецке это связывают с приходом в 1997 году на предприятие команды менеджеров во главе с нынешним председателем совета директоров, гендиректором управляющей компании "Румелко" Владимиром Лисиным. Комбинат отказался от услуг многочисленных фирм-посредников и существенно увеличил объемы денежных расчетов, отвергнув различные суррогатные способы платежей. НЛМК начал реализовывать программу модернизации производства, направленную на повышение качества и объемов выпускаемой продукции. Эффект последовал незамедлительно: ежегодный прирост объемов производства на НЛМК превышает 17 процентов. Что для жителей области означает одно - вовремя и "живыми" деньгами идет зарплата не только горожанам, занятым в металлургическом производстве, но и бюджетникам.
ЧИСТОЕ НЕБО - ОДНО НА ДВОИХ
С Липецком неразрывно связана история боевой авиации России. Здесь расположен Центр подготовки летного состава ВВС, руководит которым генерал Александр Харчевский. Тот самый летчик-ас, который совершил исторический перелет в Чечню с президентом Путиным в штурманском кресле. По признанию Харчевского, этот полет был самым ответственным в его жизни, хотя Путин перенес такую сложную нагрузку, как прирожденный летчик.
Александр Харчевский - доверенное лицо президента в Липецкой области. На стене его кабинета висит портрет главы государства с личным дарственным автографом. И хозяин кабинета полностью поддерживает те перемены, которые проводит Путин. По мнению генерала, сейчас, когда государство помочь авиации пока еще не в состоянии, поддержать военных летчиков способны крупные финансово-промышленные группы и развитые предприятия. Липецкому авиацентру в этом отношении повезло: под боком находится один из флагманов отечественной металлургии - НЛМК, который долгие годы остается основным донором авиацентра и постоянно оказывает ему материально-техническую поддержку.
Рассказывают, что, когда липецкие летчики принимали участие в коммерческих показах российских МИГов и "СУшек", генералы НАТО долго не могли поверить своим глазам, увидев, что вытворяют в поднебесье русские пилоты. При всех проблемах российской боевой авиации Россия по-прежнему остается наиболее развитой военно-воздушной державой мира. Хотя, по словам Харчевского, для того чтобы российские ВВС смогли нормально существовать и развиваться, необходимы средства, эквивалентные сегодняшнему годовому бюджету всего Министерства обороны.
Липецкий авиацентр имеет богатую историю. Началась она в годы гражданской войны, когда на городском ипподроме приземлился первый аэроплан. Впоследствии из учебных корпусов авиацентра вышли 250 Героев Советского Союза и 14 космонавтов - Леонов, Шаталов, Береговой. Здесь обкатывали летное мастерство Аушев и Руцкой.
А в 20-30-е годы в Липецке располагалась самая настоящая школа Люфтваффе. Германская концессия проходила здесь летную подготовку под руководством Геринга, ставшего впоследствии правой рукой фюрера. Но тогда советские и немецкие летчики еще не были врагами. Немцы построили в городе гостиницу, в которой теперь располагается санаторий. Здесь же сохранилась школа, выстроенная в форме креста. Бытует легенда, что Липецк совсем не пострадал во время войны, поскольку германские летчики отказывались бомбить город, где прошли их лучшие годы.
КАК РАЗДЕЛИТЬ НАЛОГОВЫЙ ПИРОГ
Липецкую область называют одним из последних островков коммунизма в России: на прошлогодних выборах в Госдуму победу здесь одержала КПРФ. Сам губернатор Олег Королев, пришедший к власти два года назад, набрал подавляющее большинство голосов. Кроме того, он вице-спикер Совета Федерации. По части пламенных речей и обещаний избирателям ему не было равных среди других кандидатов на пост липецкого губернатора. Уже спустя несколько месяцев липчане, проголосовавшие за красноречие, поняли, как они ошиблись: социальная обстановка в области еще больше накалилась. Но идеологический аппарат нового губернатора списал "все издержки" на разразившийся в стране кризис августа 1998-го.
Впоследствии Королеву и его команде пришлось уйти в тень: ни на думских, ни на президентских выборах липецкая администрация так и не озвучила своих политических симпатий. Зато сразу после выборов первый заместитель губернатора, в прошлом главный идеолог партийной печати, Юрий Дюкарев провозгласил себя лидером липецкого отделения пропутинского "Единства".
Вице-губернатор Дюкарев - личность довольно знаковая. Журналист, ставший чиновником, вовсе не забросил свою первую профессию: местные газеты часто публикуют его крупнокалиберные материалы о животноводстве и неизвестном Ленине. А на липецкой телестудии выходит авторская программа вице-губернатора, в которой он от первого лица рассказывает об очередных завоеваниях областной администрации, берет интервью у себя самого и своего непосредственного начальства. Кроме того, Дюкареву удалось воплотить сокровенную мечту каждого журналиста, составив в канун своего 50-летия сборник своих лучших газетных публикаций разных лет. Книга, выпущенная на бюджетные средства как подарок юбиляру, правда, не стала бестселлером среди липецких жителей.
Впоследствии в центральном аппарате движения "Единство" Дюкарева так и не включили в политсовет, избрав своим представителем в Липецке Михаила Гулевского, председателя городского депутатского корпуса. Обида Дюкарева вылилась на депутата Гулевского прессингом со страниц подконтрольных областной администрации газет. А оппозиционных губернатору изданий в Липецке негусто.
В декабре в Липецке намечаются выборы в местный совет депутатов, где у областной власти сегодня довольно слабые позиции. Несмотря на постоянные опровержения то с одной, то с другой стороны, в Липецке существует серьезное противостояние между городскими властями и областной администрацией. Это противостояние незаметно, но от этого не перестает быть ожесточенным. Противоречия между городской и областной властью в Липецке носит исключительно экономический характер: область, аккумулируя бюджетные средства и налоговые платежи, не торопится делиться с городом. В прошлом году депутаты города по этому поводу даже судились с областной властью и выиграли процесс.
ДОРОГИ И ДРУГИЕ ВЯЗКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Дороги в Липецке действительно никудышные, несмотря на то, что в территориальный дорожный фонд области поступает около 1 млрд. рублей. Львиную долю (75 процентов) платит Новолипецкий меткомбинат - крупнейший в области налогоплательщик. Но из этой суммы только 4 млн. рублей в год (лишь половина этого - "живыми" деньгами) выделяются на дороги Липецка.
Областная власть постоянно кредитует убыточные хозяйства. На самом деле сельское хозяйство области дышит на ладан: долги управления продовольственных ресурсов превышают 1,1 млрд. рублей, зерно и другое продовольствие закупается в соседних регионах, цены на хлеб, молоко и прочую снедь растут ежемесячно. И в то же время областная администрация отправляет караваны со съестным на ярмарки в Москву, где все это распродается по заниженным ценам. На кого рассчитана эта пропагандистская кампания - неизвестно.
Общий долг областной администрации коммунальным службам, энергетикам, Минфину и кредитным организациям сопоставим с годовым бюджетом региона и составляет 2,7 млрд. рублей. Но администрация все упреки насчет долгов переадресовывает прежнему губернатору, хотя при новом руководстве задолженность возросла в два с половиной раза. Темпы промышленного производства, возросшие по объективным причинам после кризиса 1998 года, другой вице-губернатор Сергей Доровской в одном интервью приписал к своим личным достижениям. При чем здесь успехи администрации, если люди перестали покупать импорт по причине внезапной дороговизны и вынуждены были довольствоваться отечественной продукцией, что и обеспечило рост?
Многие шаги команды нынешнего губернатора не всегда оправдывают себя. К примеру, на равных долях с городской администрацией был создан Липецкий областной банк. Главная идея - не брать кредиты под бюджетные проекты на стороне, а иметь свою "копилку". Но уже спустя год областная администрация подписала договор о сотрудничестве с Альфа-банком. Имея под боком крупнейший в России завод холодильников Stinol, который после обвала рубля испытал потрясения, поскольку часть составляющих закупал за рубежом, областная администрация предоставила льготы на ввоз из Белоруссии "Атлантов". Реанимирован обанкротившийся Липецкий тракторный завод, где в советское время делали, конечно же, танки. Все активы завода выведены в дочернюю фирму. А долги энергетикам, поставщикам материалов и оборудования остались в старом предприятии. Их уже никто не собирается возвращать. И перспективы возрожденного предприятия весьма туманны.
Губернатор, как говорят в Липецке, большую часть своего рабочего времени проводит в Совете Федерации. Но и в Москве застать Королева тоже весьма проблематично: занят, дескать, насущными проблемами в своем регионе, отвечают его помощники.
В Совете Федерации Королеву время от времени поручают сложные задачи: от антикоррупционного расследования по делу Скуратова до разного рода спецкомиссий верхней палаты парламента по проверке законности строительства властной вертикали. Известно, что все эти начинания завершились безрезультатно. Точно так же создается видимость кипучей деятельности в регионе, как водится, подретушированная местными СМИ. Но от этого нерешенные проблемы могут только перерасти в неразрешимые.