- Мы, естественно, заинтересованы в нормальных деловых отношениях со всеми руководителями субъектов Федерации, - говорит Виктор Васильевич. - И независимо от того, нравимся мы друг другу или нет, стараемся сотрудничать с максимальной эффективностью.
А не нравиться друг в друге может многое. Например, Газпрому не по нраву многолетние долги потребителей за газ, которые к сентябрю перевалили за 100 миллиардов рублей. Причем нередко пеня в несколько раз превышает сумму долга. Требовать немедленного возвращения средств бесполезно. Но выход найти все-таки можно. Он - в реструктуризации долгов, за счет которой Газпром ведет газификацию населенных пунктов в регионах. Кажется, трудно увязать одно с другим: сосед тебе должен червонец, а ты ему даришь курицу. Тем не менее смысл тут в том, что ты даешь соседу возможность поправить экономическое положение, стать на ноги и отдать в итоге долг...
Так и здесь. Занимаясь газификацией краев и областей, компания решает несколько стратегических задач. Одна из них - расширение внутреннего газового рынка. Отечественная экономика все равно встанет на ноги, убеждены в Газпроме, со временем за продукцию потребители начнут платить сполна, а приход "голубого топлива" дает импульс к экономическому подъему регионов. Другая не менее важная задача - обеспечение россиян газом в особенности в сельской местности. Глава Газпрома Рем Вяхирев не устает повторять, что газ должен прийти в каждый деревенский дом. Люди в глубинке не должны чувствовать себя обездоленными и брошенными. Хорошо, если местные власти это понимают, как, например, в Брянской области. Здесь на законодательном уровне газовикам созданы льготные условия для эффективной деятельности, и в итоге выиграли все. В ходе газификации по области создано 4 тысячи рабочих мест, а значит, снизилась социальная напряженность. Продолжается перевод на "голубое топливо" домов и квартир.
В прошлом году, по словам губернатора Юрия Лодкина, на Брянщине было построено 400 километров газопроводов. В этом - уже 1000 и еще до конца года планируется сдать 300 км. Тем самым появляется реальная возможность уже в следующем году полностью газифицировать область. А что такое газ в сельском доме?
В. Илюшин рассказывает, как в одной деревушке в Орловской области открывали газопровод.
- Зашли мы в гости к одной семье, - вспоминает Виктор Васильевич. - Хозяйка - женщина-трактористка - просто растерялась, когда ей показали, как работает газовая плита и АОГВ для отопления дома. Она всю жизнь поднималась ни свет ни заря, чтобы протопить углем печь, приготовить завтрак, а потом бежала на работу, на трактор. Представьте: чтобы протопить печь, надо 3-4 тонны угля за зиму перетаскать, золу вымести, да еще ремонт каждый год сделать, потому что потолки и стены в саже...
Сейчас большие средства Газпром вкладывает в газификацию Краснодарского и Алтайского краев, Томской, Тверской, Волгоградской, Воронежской, Челябинской, Калининградской и других областей. Значительная часть прирастающих газовых сетей идет как раз за счет реструктуризации долгов.
Отдельным пунктом стоит Чечня. Тут уже речь идет не о коммерческом интересе, а о перспективах развития республики. Только в минувшем году сюда поставлено 2 миллиарда кубометров газа. Но это только видимая часть, ведь чтобы поставить топливо, надо было починить разрушенные сети, восстановить газораспределительные узлы, привести в порядок разрушенные дома. Еще очень много предстоит сделать и, понятно, в долг. Но тут - особый случай. Вообще к долгам у Газпрома отношение нестандартное. Меня всегда удивляло: почему одна область платит за использованный газ 30 процентов от необходимой суммы и ее хвалят, а другая чуть ли не 100 дает и ею недовольны?
- Все очень просто, - поясняет В. Илюшин. - Есть территории, где нет крупных промышленных предприятий, а сосредоточены в основном организации и подразделения, финансируемые из госбюджета. Для них и 30 процентов - достижение. А есть такие регионы, где крупные потребители, покупая наш газ по низким внутренним тарифам, производят на нем продукцию, которую потом гонят на внешний рынок уже по мировым ценам. Разве это честно по отношению к Газпрому и к России в целом? Вот здесь приходится жестко и дипломатично вести диалог и с "генералами", и с местными властями.
В идеале взаимоотношения Газпрома с регионами должны идти по принципу: ты мне деньги, я тебе газ. Но на практике так не бывает. Политика чаще строится на взаимном интересе, а в ней многое зависит от позиции местной власти. Это касается прежде всего принятия некоторых законодательных актов. Как любой налогоплательщик, вносящая деньги в местный бюджет компания заинтересована в снижении налогового бремени. Местная власть, наоборот, желает больше получить. Но обе стороны анализируют, в каких случаях выгодно пойти на уступки, а где настоять на своем.
Вот в Краснодарском крае, по территории которого проходит основная магистраль "Голубого потока" - с месторождений Ямала в Турцию, сумели найти приемлемые для сторон решения. Земля на Кубани дорогая, плодородная, и покупать ее под укладку труб - немыслимо дорого. Однако кубанские власти пошли на немалые льготы, учитывая, что в связи с "трубой" население получает дополнительные рабочие места, в населенных пунктах активно ведется газификация, а реализация проекта даст немалые дополнительные доходы в бюджет и т. д. Но со стороны газовиков выполнено еще одно немаловажное условие. Когда группа российских депутатов прибыла посмотреть, как идет работа по строительству "Голубого потока", все были по меньшей мере удивлены: роя траншею для прокладки магистрали, газовики слой за слоем снимали почву, чтобы потом в обратном порядке уложить ее и вернуть пахотным землям первоначальный вид.
Деловая основа отношений подразумевает взаимную выгоду сторон. Пусть не всегда явную на первых порах, но в перспективе всегда оправданную. Вот в Волгограде мощный машиностроительный завод долгое время находился в очень трудном экономическом положении. И все же Газпром пошел на то, чтобы разместить там свои заказы. В итоге стали получать отечественную высокотехнологичную продукцию. Есть десятилетний опыт сотрудничества и с Воронежским машзаводом, который работает на космическую отрасль. По заказу газовиков здесь освоили сложнейшую фонтанную арматуру и теперь полностью снабжают ею компанию. А развитие отношений с Архангельской областью, где расположены мощные оборонные предприятия, тоже выполняющие заказы Газпрома, рассчитано по меньшей мере на всю первую половину нового столетия.
- Архангельская и Мурманская области - это те территории, с которыми тесно связана наша дальнейшая деятельность. Здесь осуществляется крупный проект по строительству ледостойких платформ для работы на шельфе арктических морей, - говорит Виктор Илюшин. - Я только что вернулся из Архангельска. Там у нас с губернатором Анатолием Ефремовым полное взаимопонимание. Он болеет за свой край, у него масса проектов и энергии, он понимает, как выстраивать взаимоотношения, чтобы в итоге лучше жилось его землякам.
- Тем не менее Архангельская область - один из самых проблемных регионов в плане топлива. Наступает зима, и вновь ситуация тревожная.
- Через какое-то время в край придет большой газ, и проблемы во многом будут сняты. Юг области, где проходит магистральный газопровод, неудобств не испытывает. Но этого мало. После завершения наших нынешних проектов комфортнее заживет вся область...