Жертвами авиакатастроф за последние 30 дней стали девять летчиков, в том числе двое Героев России
Тактический фронтовой бомбардировщик Су-24 в пятницу, 27 августа пополнил печальный список российских самолетов, погибших в мирное время. Боевая машина вылетела с военного аэродрома под Пермью, и через несколько минут после отрыва от ВВП начала терять высоту. Летчикам пришлось катапультироваться, а сам бомбардировщик рухнул в лесной массив. К счастью, в результате крушения никто не погиб.
Позже стало известно, что пилоты выжили, и более того, самостоятельно добрались до деревни Заполье, откуда по телефону связались с командованием. Информированные источники расказали журналистам, что у одного из летчиков оказалась сломана рука, а у другого – обе.
Обозреватели отметили, что незадолго до этого пресс-служба Центрального военного округа (ЦВО) сообщила о направлении к месту катастрофы поисково-спасательной группы на вертолете. Также удивление СМИ вызвало то обстоятельство, что пережившим крушение пилотам пришлось связываться с начальством с помощью гражданских каналов, а не через специальную спутниковую связь.
Впрочем, эти странности могут объясняться тем, что Су-24 направлялся на авиаремонтный завод для прохождения планового ремонта. В связи с этим его не только не загрузили боекомплектом, но и экипаж могли не обеспечить полными комплектами спасения.
Как бы то ни было, до ремонта боевая машина, к сожалению, так и не долетела. С причинами, приведшими к катастрофе, теперь предстоит разбираться военным следователям.
К сожалению, сегодняшнее крушение стало уже не первым, не вторым и даже не третьим за последнее время. Только по данным открытых источников, за последний месяц российская авиация потеряла шесть самолетов разного назначения.
31 июля на Сахалине разбился новейший истребитель Су-35. Позже информированный источник в Министерстве обороны сообщил, что машина стоимостью в два миллиарда рублей погибла из-за банального бардака и неправильного проведенной предполетной подготовки.
По данным информатора, истребитель был полностью исправен, но при подготовке к взлету была включена система противоракетной обороны. Из-за этого электроника самолета среагировала на излучение аэродромного оборудования, приняв его работу вражеского радара. Спасаясь от предполагаемых ракет противника, «сухой» начал отстреливать тепловые ловушки прямо во время разбега по взлетной полосе. Наблюдавший за этим фейерверком руководитель полетов решил, что у самолета загорелся двигатель, и приказал пилоту катапультироваться. После того, как летчик вылетел из кабины, истребитель спокойно оторвался от земли, набрал высоту и несколько десятков километров летел в беспилотном режиме.
Позже он был обнаружен на склоне сопки. Судя по всему, машина просто спланировала на склон, а росшие на нем деревья смягчили беспилотную посадку. Несмотря на то, что пожара при приземлении не произошло, планер самолета оказался полностью разрушен.
В результате сахалинского инцидента, по выражению обозревателей, «не пострадал никто, кроме российского бюджета» и репутации ВКС. К сожалению, остальные катастрофы последнего времени не обошлись без человеческих жертв.
Так, 14 августа в районе турецкого поселка Адана разбился российский самолет-амфибия Бе-200, занимавшийся тушением пожаров. На борту машины были пятеро российских летчиков и трое турецких специалистов. Все они при крушении погибли. Минобороны РФ официально признало потерю людей и самолета только три дня спустя, 17-го числа. Обозреватели не преминули отметить, что Бе-200 погиб в Турции в то самое время, когда лесные пожары уничтожали миллионы гектаров якутской тайги, а пожарные из шести областей не могли остановить выгорание уникального заповедника имени Петра Смидовича в Мордовии.
В тот же день, 17 августа, в подмосковной Кубинке разбился новейший военно-транспортный самолет Ил-112В. На борту находились заслуженный летчик-испытатель, Герой России Николай Куимов, летчик-испытатель первого класса Дмитрий Комаров и бортинженер-испытатель первого класса Николай Хлудеев. Все трое погибли при крушении.
По неофициальным данным, транспортник испытывался на устойчивость к избыточным нагрузкам. В полете произошло возгорание двигателя, самолет потерял скорость и врезался в землю. Высота полета была небольшой, из-за чего даже пилоты экстра-класса ничего не смогли сделать для спасения машины и своих жизней.
Вскоре источник в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) сообщил, что у разбившегося самолета несколько раз выявляли проблемы с двигателем. Эксперты отмечали, что двигатель ТВ7–117В, который загорелся в последнем полете экспериментального «Ила», первоначально разрабатывался как вертолетный, и лишь впоследствии был адаптирован для использования на самолетах. Показательно, что после катастрофы в Кубинке АО «ОДК-Климов», разработчик двигателя, остановил полеты вертолетов Ми-38, которые тоже комплектуются ТВ7–117В, до определения причин катастрофы.
Информация о двух следующих катастрофах более всего походила на сводки с театра военных действий. 19 августа Минобороны сообщило о потере истребителя МиГ-29СМТ в Астраханской области; самолет разбился во время ученого полета над полигоном Ашулук, пилот погиб.
23 августа Южный военный округ вновь отчитался о потере такого же МиГ-29СМТ. С той лишь разницей, что на этот раз машина загорелась на земле, во время планового ремонта, и инцидент обошелся без жертв.
Обозреватели профильных изданий отмечают, что август традиционно является «черным месяцем» для российской авиации. Однако есть мнение, что дело не в каком-то особо невезучем времени или дурном расположении звезд в небе, а в пренебрежении скучными регламентами, протоколами и чек-листами.