Пандемия унесла: Росстат вычислил ущерб экономике от коронавируса

Отскока в обозримой перспективе ждать не приходится, прогнозирует эксперт

Общие потери экономики за исключением сектора госструктур, малого и среднего бизнеса составили 3,7 триллиона рублей за полгода. Причиной потерь стали ограничения из-за коронавируса. Из этой суммы 2,2 триллиона – недополученная прибыль, а 1,5 триллиона составили дополнительные убытки по сравнению с тем же периодом 2019 года. Такие цифры предложил Росстат.

За первое полугодие 2020 года совокупная прибыль минус общий убыток составила 4,3 триллиона рублей: в прошлом году было 8 триллионов за полугодие. Так, совокупная прибыль равняется 7 триллионам рублей, а убыток — 2,7 триллиона.

За год на 4% уменьшилось число предприятий, демонстрировавших прибыль. В полугодии прошлого года общая доля прибыльных компаний достигала 68,6%, убыточных - 31,4%. В этот раз 64,7% прибыльных и 35,3% убыточных. 

Наибольшую прибыльность показал сектор трубопроводного транспорта: 87,9%, сложнее всего пришлось железнодорожным перевозкам – рост всего 21,4%. Парадоксальна ситуация в сельском хозяйстве: прибыли снизились на 2,8%, но на 57,5% упало число убыточных предприятий. Результат отрасли за полгода оказался лучше на 29%, чем в прошлом году. И это при не радикально богатом урожае 2020-го. Дело здесь в ажиотажном спросе на еду в острые периоды пандемии.
 
Как сообщает «КоммерсантЪ», данные Росстата можно оценивать как первую подтверждённую сводку потерь корпоративного сектора от пандемии. В силу особенностей отчётности (во многом поквартальной) финансовый результат июня позволяет более уверенно объективно говорить о реальных потерях собственников. 
 
Потери почти в 4 триллиона рублей назвал достаточно большими президент Союза предпринимателей и арендаторов Андрей Бунич. «Но надо отдать должное не столько коронавирусу, сколько провалу цен на нефть. Я предполагал это ещё до марта», - сказал эксперт в беседе с TRUD.RU. Однако, по мнению экономиста, падение экономики в апреле преувеличено. «Сейчас выясняется, что спрос на нефть был 78%. Сейчас он достиг 89%», - считает он. 
 
Конкретно из-за вируса пострадали малые и средние предприятия, перевозки, перелёты, добавил Бунич. Поэтому не должен удивлять удар по прибыли железнодорожников. «Один из главных и простых индикаторов дел в экономике – железные дороги. Из-за вируса добавились и проблемы с пассажиропотоком», - отметил специалист. Прибыли трубопроводного транспорта на относительной высоте поскольку тут речь идёт о монополизме. «Отчего им не нарастить прибыль? Поставки сырья всё равно шли и продолжаются. И модератор здесь один – государство», - подчеркнул Бунич.  
 
Восстановления эксперт пока не ожидает. «Где тот самый драйвер? С чего восстанавливаться-то? Нет ясности по второй волне вируса, отсутствует определённость во внешней политике, на дворе торговые войны…», - перечислил он. 
 

Восстановление: перспективы есть

В апреле российская экономика просела на 12%, однако уже к июлю-августу темпы сокращения экономической активности улучшились до минус 4–5%, а ВВП приблизился к 95% от докризисного уровня первого квартала. Это выкладки британской консалтинговой компании Oxford Economics, аналитики опираются на уникальный индекс-трекер восстановления российской экономики. Минимальный индекс в 65% отмечался в конце апреля после более чем месяца нерабочего периода. С 11 мая экономическая активность начала рост и к середине августа индекс задержался на 86%. Это соответствует восстановлению ВВП до 94% относительно докризисного уровня.
 
Напомним, в июне Международный валютный фонд (МВФ) ухудшил прогноз падения мировой экономики с 3% до 4,9%. В 2021 году мировая экономика будет восстанавливаться в темпе 5,4%, а не 5,8% - как предполагалось в апреле. Россия, по версии фонда, потеряет до 6,6% ВВП в году.

По оценкам главы Центробанка РФ Эльвиры Набиуллиной, спад за 2020 год достигнет 4-6% ВВП. Полный отскок экономики к докризисным показателям 2019 года стоит ожидать лишь в 2022 году, считает Набиуллина.